Против зависти, о хульных помыслах и другие поучения
Против зависти, о хульных помыслах и другие поучения

Против зависти, о хульных помыслах и другие поучения

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

О хульных помыслах и борьбе с ними

Мысли, которые смущают человека, бывают троякими: мысли нечистые, мысли неверия и мысли хульные. Для того чтобы избавиться от них нужно следующее: необходимо понимать, что нет никакого греха в злых мыслях, когда человеческая воля и его разум не попускают тем злым мыслям, особенно же, когда их ненавидят. Но когда разум и воля человеческая добровольно услаждается ими и удерживает их в своем сердце, тогда те же мысли становятся смертным грехом. У многих появляются неверные и хульные мысли о Боге, о Пречистой Богородице или Божиих святых, когда кто воззрит на Тайны Христовы и на него нападают хульные мысли, хотя бы он и не хотел их. О таковых злых помышлениях, приходящих к нам без воли нашей, не нужно безпокоиться, а считать их за ничто и презирать их, как будто их совсем не было и не возбуждаться ими до скорби. Ибо это утешит врага нашего диавола, когда он увидит нас скорбящих о сем, тогда он наведет на нас еще больше мыслей, смущающих совесть нашу. Нужно пренебрегать и ненавидеть хульные и скверные помыслы, тогда эта напасть исчезнет.

Хульные помыслы происходят не от человека, а от лукавого и человеку надлежит побеждать их презрением, считая их за ничто. Если сам в себе он уверен, что ненавидит и не хочет злых мыслей, следовательно, нет соизволения, и пусть он будет вполне беспечален. Пусть не скорбит человек об угнетающих его хульных мыслях, ибо если он восскорбит, то возрадуется о нем враг его, который с тем намерением и наносит человеку хульные мысли, чтобы ими его опечалить. И радость для темных духов, когда человек печалится, а когда он на них не обращает внимания и презирает их, то падшие духи убегают.

О зависти

Люди, которые завидуют другим людям хуже диких животных и возможно даже чем темные духи, т.к. те причиняют зло роду человеческому, а не подобным себе. Завистливые имеют в мыслях или осуществляют на деле способы унижения человека, к которому имеют зависть, тем самым теряя собственное спасение, мучая свои собственные души и проявляя неуважение к единству природы. Как же можно скорбеть о благополучии ближнего!? Скорбеть можно тогда, когда мы сами терпим зло, а не когда видим благополучие других, поэтому грех этот не имеет никакого оправдания. Зависть мать убийства и хуже многих человеческих пороков. Из-за этого греха ниспроверглись целые церкви и делалось зло всей вселенной. Даже если человек старается упражняться в некоторых добродетелях, но является завистливым, то все его труды напрасны. У некоторых наших читателей, возможно, возникнет вопрос: «Но зависть это же не убийство, как же этот грех может быть таким тяжким!?». Но когда ближнему своему мы желаем бесчестие, расставляем сети и расстраиваемся из-за того, что он угоден Богу, таким образом получается вражда уже не против него, а против Самого Господа. Но как мы оскорбляем Бога, завидуя чужому добру, так и благоугождаем Ему сорадуясь другим и себя делая участниками благ уготованных добродетельным людям. Итак, только сочувствуя трудящимся, мы можем разделить венцы его.

О памятозлобии

Не простить обиду – дело малодушия, а простить дело великодушия. Человек, который хочет отмстить мучается и не находит себе покоя, когда проще отпустить тому, на кого обида и настанет спокойствие. За это Бог воздаст великую награду. Будем благодетельствовать тем, которые не чувствуют что им благодетельствуют, чтобы они не воздали нам похвалы и не лишили нас награды. Чем меньше получаем от людей, тем больше получаем от Бога. Немстительность не достойна смеха и унижения. Если хотим быть похожими Господа, то в том числе и этой добродетелью мы должны научиться с помощью Божью. Если кто нас оскорбил и мы хотим отомстить, то не станем этого делать, т.к. сам Господь за нас отомстит, но христианину полезнее помолиться об этом человеке, чтобы Господь простил его и не дал ему наказание.

Иоанн Златоуст о суевериях

Приметы и прочие суеверия – сатанинская гордость. Приведем пример распространённой приметы, человек, вышедший из своего дома, допустим случайно увидел человека одноглазого или хромого и принимает это за дурное предзнаменование - это сатанинская гордость. Не встреча с человеком делает день дурным, а греховная жизнь и единственное за чем нужно наблюдать это чтобы не встретиться с грехом. Среди определенной части народа, к сожалению, популярно заниматься заговорами и некоторые думающие оправдаться говорят, что среди них есть христианки, которые при совершении заговора используют имя Божие. Но поэтому и нужно от них держаться подальше и отвращаться, так как эти люди употребляют имя Божие во зло и она, являясь христианкой, занимается делами языческими. Не будем забывать из Евангелия, что и нечистые духи произнося имя Божие, оставались бесами. 

Иоанн Златоуст о том, что нельзя верить волшебникам

Слова «колдуна» сбываются в том случае, если человек отдает всего себя в его власть. Как и с пленником, его могут отпустить или наоборот. Бывает и такое что человек может привыкнуть доверять обманщикам, потому что никто не обращает внимание на предсказания неудачные, а только на удачные. Предсказания для слушающего не приносят ничего кроме скорби. Предсказания сбываются, а он уже испытал скорбь, если бы полезно было знать будущее, то Бог не стал бы скрывать этого от нас. У некоторых появляется вопрос: «Почему же Господь не открывает нам будущего?». А делает это Он для того чтобы мы об этом не заботились. Хотя Бог и делал маловажные предвещания древним, но делалось это, потому что они были как дети. Нам же Господь открыл очень важные события, которые произойдут в будущем и чего древние не знали: о Воскресении, о бессмертии, будущей жизни и многое другое.