Проповедь о Смирении - Размышление смиренного сердцем ч.1 (№091)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
До какой степени Господь желает нашего спасения. Как все Он сделал для этого и до какой степени простирается Его милость и благодатная помощь и праведнику и грешнику и как с нашей стороны необходимо немного усилий для спасения души. Но к сожалению люди не радеют об этом, хотя даже сами слова «Спасение» и «спастись» должны побуждать человека к сугубой осторожности в жизни и сильному желанию попасть в Царство Божие. Люди считают, что реален только этот земной мир, видимый для наших глаз, между тем большая часть человечества не понимает, что духовный мир и есть реальность и сущность вещей.
Недалеко от нас страшное время, враги Господа нашего Иисуса Христа пленят нашу землю и принесут очень много зла Великой Церкви. Не стоить ждать помощи от западных христиан, потому что в большей части они являются язычниками. И среди нас много языческого, но в сердце нашем Христос, когда у них христианство поверхностное, а внутри стремление к языческому. Разумеется, среди каждого народа имеются и добрые люди, имеющие Христа в сердце и в своем образе жизни, но нет ничего равного по благодати Православию.
Конец мира зависит как от Бога, так и от человека. Господь положит конец, когда человеческое зло созреет до предела и не останется праведников. Ближе к этому времени в мир придут небывалые скорби и вместо того, чтобы обратиться к Богу, люди еще более ужесточатся, утонут в мирских заботах и у них не будет воли к ведению духовной жизни. И тогда придет антихрист, который будет стараться казаться миролюбивым и добрым, но по натуре своей ненавистник всякого блага, тиран и злодей.
Вспоминая свою мирскую жизнь, старец рассказывает случай, который послужил решающей причиной в определении его дальнейшего жизненного пути. Как-то придя на рынок, когда ещё жил в миру, он встретил там юродивого и тот задал ему вопрос о том, почему Христос умер. Юноша ответил словами, услышанными в Храме из Апостольских посланий, что Сын Божий умер за человеческие грехи. Затем юродивый задает следующий вопрос: «Но почему же ради этого Он должен был умереть?». И молодой человек почувствовал, что не может дать ответа. Христос умер за наши грехи, тогда мы должны жить ради Него. «Так что же я тут делаю!?» — спросил тогда сам себя будущий монах. Мир для него представился базаром, где человек продает сам себя и свою душу, но что он получает взамен? Не сознание ли мимолётности и ненужности всего того что в мире представляется ценным. Осознав все это, молодой человек решает оставить мир и избирает монашеский путь.
Все люди, идущие узким путем в Царство Божие, нуждаются в духовном подкреплении, так как путь нелегок, поэтому необходимо друг за друга молиться. Очень важно просить Божию Матерь, Святых Угодников и Ангела Хранителя о помощи в спасении. Нам православным христианам нужно не унывать, а радоваться о том, что мы христиане и сподобляемся различным духовным и материальным благам во спасение от Бога. Одним из таких благ является время, вверенное нам Богом, для спасения своей души. Как оно быстро летит и как важно воспользоваться им для добродетельной жизни. Да, в этой жизни надо потрудиться, но если мы будем жить по Его заповедям, то получим великую награду.
Как сказал Апостол: «Тебя постигло искушение человеческое, но при искушении, Бог даст и облегчение». Нам нужно пройти искушение, чтобы стать испытанными как воины Христовы. Возьмем в пример свиту, окружающую царю, в окружении него находится много военачальников и представим как им было бы неловко и унизительно находиться в таком высоком статусе, не участвуя на полях сражения. Так и мы должны получить в этой жизни «боевой опыт», чтобы нам не было стыдно предстать перед Богом.
После Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Апостолы пребывали в Иерусалиме в ожидании сошествия на них Святого Духа, потому что Он до этого времени не сходил и тело Церкви было как бы неодушевленным. Без Духа Святого нет и Церкви, а еретические сборище, внешне хоть и напоминает церковь, но это труп без жизни. Дух Святой пребывает там, где вера правая и утверждение в добродетели. Тела же наши также являются Храмами Божиими. Дух Святой пребывает у тех, у кого вера православная. Через грехопадение душе передалось немощь и многоболезненность и если проявить усердие, то в день Пятидесятницы во время молитвы произойдет обновление нашего Храма. Дух Святой это свет превечный, Жизнеподатель и ум, который никто из смертных и ангельских сил не может постичь и описать. Дух Святой есть Бог, третье лицо Пресвятой Троицы.
Почти каждому верующему человеку было суждено на различных этапах своей жизни испытать чувство великой радости. Это могут вспомнить в особенности те, кто находился в скорби, печали или лишении и в тот самый момент получали духовное утешение. Происходит такое и у людей находящихся в полном внешнем довольстве, у них открывалось сильное томление по небу. Все это перечисленное является следствием посещения Духа Святого. Когда Дух Святой касается души, то весь мир предоставляется другим. Но не только в духовной сфере открывается Бог, но и через мироздание мы можем удивиться силе Божьей. Смотря на ночное небо, где проплывает в безмерном просторе, совершая положенный звездам путь Богом, напоминая нашему уму о Творце и о вечности. Океаны, моря, леса, бескрайние равнины, величественные горы все это Бог создал и содержит Своим промыслом.
Господь создал и человека как венец Своего творения, по образу и подобию Своему, даровал ему свободную волю и бессмертие. Но возможно некоторые скажут: «Где же та свобода бытия и бессмертие, когда человек окружен болезнями, различными скорбями, вынужден добывать себе все необходимое трудом!?». Но в этом положении человек оказался из-за грехопадения, и как смерть вошла в Адама, так через него и во всю тварь, но благодаря победившему смерть Спасителю, мы чаем то, что в день оный в нас войдет жизнь и через нас во всю тварь. У слушателей может появиться мысль, что сотворение человека было ошибкой Бога и даже сославшись на слова Писания, где говорится, что Бог, увидев беззакония людей, раскаялся за создание человеческого рода. Но нет Бог не ошибается и не может ошибиться, а написанное в писании о раскаянии Господа за создание человека нужно воспринимать иносказательно, как сказанное в границах ограниченного человеческого разума того времени. В Ветхом Завете можно найти многое, что надо понимать именно в смысле сказанного для весьма ограниченного человеческого сознания и уровня понимания духовных вещей. Итак, Бог не раскаялся что создал человека и ни в коем случае не отрёкся от него. Господь не может что-либо сделать напрасно. Премудрость Божия знала, что произойдет грехопадение человека и однако Бог создал человека. И не только создал, но и приготовил для будущего человека уже после грехопадения и затем имеющего быть обновления - воссоздание Царство уготованное от сложения мира. Но может возникнуть следующий вопрос: «Не Бог ли заповедал людям прощать друг друга от сердца, а вот нас Он наказывает в тысячных поколениях со времен первых людей за их грехопадение?» Давая людям заповедь Бог предупредил их, что нарушения повлечет на них смерть и человек сделал выбор сам. Слова Господа не являются проклятием человечества, а «аттестацией искусного врача». Он увидел, что больной принял смертельный яд, а выразилось это в появлении таких симптомов как гордость, ложь, лукавство и т.д. После грехопадения человека, Бог не мог исцелить человека, потому что яд греха укрепился в нем и человеку необходимо было, чтобы противоядие было выработано самим человеческим существом. Блаженный Августин говорит: «Бог мог создать человека без помощи человека, но спасти его не может без содействия со стороны человека». Со Своей стороны Господь все сделал, чтобы люди наследовали Вечную Жизнь, воплотился, перенес тяжелые страдания и принял крестную смерть таким образом открыв врата в Царство Божие. Так что, нам нужно не винить Его, а благодарить.