Сборник проповедей Афонский собеседник, часть 3
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Проповедь представляет собой простое возвышенное и назидательное объяснение четырех первых стихов 16 главы 1-го послания к Коринфянам. Проповедник трогательно показывает в ней, какова была ревность ап. Павла в деле совершения милостыни, какова была его мудрость и каково благородство его чувств. Святитель увещевает верных, по примеру этого апостола, давать деньги на облегчение положения бедных и вообще помогать в их нуждах, не исследуя старательно достоинства самой личности, не забывая слова Спасителя: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:2). Особенно важна милостыня нищим в зимнее время года, когда погода не позволяет им согреться от лучей солнца и вынуждает мерзнуть на улице. Все обращение Святителя дышит нежною любовью к бедным. Особая выгода служит тем, кто подаёт милостыню, потому что подающий собирает себе мзду в Царствии Божьем.
В своей проповеди Св. Иоанн Златоуст обращается к своей пастве со словами осуждения посещения зрелищ. Шумные мероприятия, в которых участвует много народа, могут принести много искушений тем, кто старается жить по Заповедям Божиим. В большом скоплении людей присутствуют как люди Богобоязненные, так и соблазняющие своим поведением и подталкивающие ко греху. Святитель приводит пример женатого человека, пришедшего туда и увидевшего неблагочестивую женщину, одетую в откровенные наряды. В его мыслях появляются нечистые мысли, в сердце входит образ блудной девицы и, придя домой с этой нечистотой в своей голове, становится холоден к своей супруге, что нередко приводит к неурядицам в семье. Св. Иоанн Златоуст для того, чтобы уберечь остальных от возможных искушений предупреждает о наказании за повторное участие в подобном, путем запрета входа в Храм и общения с паствой, но конечно в случае покаяния обещает вернуть в лоно Церкви. По Его словам, только так можно пресечь соблазн и не подвергнуть Церковь позору, так как иноверцы начнут смеяться и критиковать такие допущения в христианском образе жизни. Через эту проповедь, кажущуюся для нас строгой раскрывается духовная сила Святителя, у которого все мысли и жизнь посвящена одному Богу. Такая строгость покажется многим современникам нашим излишней, но Святитель зная сети и хитрость лукавого наставляет отвергать искушения строго и решительно.
По случаю низвержения статуи благочестивого царя Феодосия Великого Святитель обращается к народу в своей проповеди и осуждает поступок тех, кто это сотворил. Из-за небольшого числа людей сотворивших это злодеяние, весь город находился в страхе перед гневом царя. В своих словах Иоанн Златоуст скорбит по тем дням, когда город жил в спокойствии и мире, а теперь терпит бесчестие и несчастие.
Святитель обращает похвальные слова апостолу Павлу и изумляется его любовью к Богу. В делах проповедования Слова Божьего ученик Христов не знал страха ни перед языческими царями, ни перед варварами, ни перед какими либо ещё страшными бедствиями. Нечистые духи боялись не только, когда слышали вещания Павла, но и когда видели одежду его, хотя бы Павел и находился далеко. Иоанн Златоуст обращает внимание не только на его мужество, но и на сострадание с которым он относился к людям.
Смертью открыто поприще мученичества, чрез тленность получена возможность наград. Иоанн Златоуст восхищается премудростью Божию, как Он величайшее из зол, введенный лукавым, обратил нам в честь и славу, ведя чрез нее подвижников к наградам мученичества. Мученичество страшнее войны. Не с такой жестокостью солдаты убивают друг друга на войне, с какой убивают мучеников. Людей исповедовавших Христа, мучали самыми разнообразными способами с особой кровожадностью, когда у них открывались внутренности или обнажались ребра это служило не к облегчению мучений, а наоборот к ужесточению издевательств. Иоанн Златоуст благодарит Господа, что укрепляет Своих воинов, потому что не перенесли бы страданий эти святые, если бы не имели такой помощи Свыше. Щедр Бог к ним и в будущей жизни, никакое слово не может представить, какие милости ожидают их в будущем веке: «Не видел того глаз, говорится, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). За жестокие страдания, мученики получают великую похвалу от всего Неба и становятся друзьями Господа (Ин. 15, 14), что весьма справедливо, потому что Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Как же нам стать мученикам, когда уже нет гонений за веру? Иоанн Златоуст отвечает, что и нам есть возможность им подражать. Мученики презирали жизнь, а мы можем презирать удовольствия. Таким образом, отвергая похоти этого мира и упражняясь в добродетелях, мы уподобляемся мученикам. Непросто противостоять мирским удовольствиям, однако Святитель подает полезный совет для следования этому тернистому пути: смотреть не на тяжесть трудов и скорбей, а на награды в конце.
Прощальная проповедь была произнесена Святителем перед отправлением в ссылку. В его словах нет смятения и страха, потому что Он выражает полную покорность Воле Божьей и всё своё попечение полагает на Него. Кто внимательно изучал Его житие, тот знает, что всю жизнь Иоанн Златоуст посвятил Богу и всегда держался Его Святых Заповедей. Он заповедует своей пастве не поддаваться печали, что ничто не разлучит их от любви во Христе и даже самые большие опасности не смогут нанести вред Святой Церкви Христовой. В своей последней речи Святитель наставляет всех всегда находиться в молитве. Для Него настоящая радость это духовное преуспеяние каждого.
Слово преподобного Ефрема Сирина на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа повествует нам о том, каким страшным будет это пришествие. Каждый человек будет призван на суд и даст ответ Богу о своей жизни. От всех, вписавшихся в гражданство в Святой Церкви, потребуется отчет по силе каждого: силнии же сильне истязани будут (Прем.6:6). Всякому же, емуже дано будет много, много взыщется от него (Лк.12:48). В нюже меру мерите каждый, возмерится ему (Мк.4:24). Впрочем, велик ли кто или мал, – все равно исповедали мы веру и приняли святую печать. Все одинаково отреклись от лукавого, дунув на него, и все одинаково дали обещание Христу, поклонившись Ему. Отречься от лукавого это значит, не жить в грехах и всему тому, что противно Воле Божьей. После суда, события будут следовать по написанному: положит вся враги под ногами Своими (1Кор.15:25), упразднит всякое начальство и всякую власть и силу (1Кор.15:24) и поклонится всяко колено Богу (Рим.14:11). Тогда отделит Господь христолюбцев от грешников и одни пойдут в Царство Божие, а другие в муку вечную.
Беседа показывает нам скоротечность человеческих дней и всю пустоту нашей жизни без Бога. Время за временем протекает, род за родом исчезает, а кто вступает в мир, тот уже на пути оставить его. Ефрем Сирин уподобляет жизнь, проведенной в пороках, гнилой воде, которую поглощает земля, после чего она навсегда скрывается из виду. Даже если грех отнял у нас день, не станем отдавать ему и следующий. День за днем струится и утекает человеческая жизнь, так изольём ее в Бога, чтобы обрести ее для себя в том мире.
Святитель приводит в своей проповеди прообраз Рождества Христова с днем рождения земного царя, к которому все приглашены. Каждый из приглашенных знает, что царю доставляет радость красивая и богатая одежда, поэтому все стараются выглядеть достойно. Конечно же красивой одежды не требует от нас Царь Небесный, но Он взирает на красоту нашей души, обращает внимание на добродетели, в которые как бы одета человеческая душа. Поэтому каждому из нас нужно очиститься от скверны, упражняться в добродетелях, чтобы достойно явиться перед Спасителем нашим. И как царь земной, которого слуги привели в радость, раздает свои богатства в день своего рождения, так и Царь Небесный перед Которым, если мы явим себя достойными Его благ, подаст нам Свои милости и щедроты.
Из свидетельства священного писания мы знаем, что есть ангелы, архангелы, силы, власти, начальства, господства, престолы, херувимы и серафимы. Ангелами, с греческого языка называются вестниками, а архангелами – самые высшие вестники. Ангел есть имя должности, а не природы, в Царствии Небесном существуют и другие святые духи, но никак не могут называться ангелами, потому что они тогда только ангелы, когда чрез них что-нибудь возвещается. Так, например, Михаил значит: кто как Бог, Гавриил – сила Божия, а Рафаил – врачевание Божие. В сей беседе Святитель описывает обязанности каждой должности светлых духов и возможность людям иметь дерзновение на эти чины через приобретение соответствующих христианских добродетелей.
В этой проповеди преподобный Феодор Студит возносит похвальные слова Животворящему Кресту Господню, который является оружием православных христиан против сил зла и грехов. Крестом смерть была умерщвлена и Адам получил жизнь, Крестом мы облекаемся во Христа, и совлекаемся ветхого человека.
Святитель Филарет Московский наставляет православных христиан отклониться от любви к красивой одежде и украшениям. Зачастую так много трудов и времени требуется для того, чтобы позволить себе носить дорогую одежду, вместо этого лучше отдавать каждую секунду Богу. Для прикрытия своей наготы и защиты тела сгодится простая одежда, которая не служит человеческой гордости и восхищенным взглядам. Сам Господь в Евангелии взывает к людям не проявлять излишнюю заботу о том во что одеваться.
В этой беседе Московский Святитель вспоминает обстоятельства Воскресения Христова. Святой изумляется, как фарисеи остались в своей духовной слепоте неверия, когда много обстоятельств указывали на Воскресшего Христа. Внимание Святителя Филарета также уделяется свойствам души, о том, что о ней нужно иметь попечение, а не о временном теле, которое так быстро истлевает. Человек всегда должен иметь память о бессмертии своей души и заниматься подготовкой к переходу в загробный мир путем очищения от грехов и выполнения Заповедей Божиих.
Приближающееся время поста призывает нас к воздержанию, Церковь для постепенной подготовки к посту, вводит ограничения в употреблении пищи. Вкусно и плотно поесть, выпить не считается в глазах многих чем-то грешным, но не будем забывать, что именно за невыполнение заповеди невоздержания первые люди были выгнаны из рая. Церковь не требует не есть вообще, но иметь воздержанность в пищи и питии, а посты соблюдать с усердием. Не дух призван служить плоти, а наоборот.
Некоторые не прибегают к молитве за усопших, однако делают они это неправильно. Перешедшим в загробный мир сильно нужна наша духовная поддержка, особенно хорошо подносить за них заказные записки о здравии с выниманием частицы и подача нищим милости с просьбой молиться за усопшего. Молиться необходимо за всех, даже за тех, которые преуспели при жизни в благочестии.
В полночь начинается торжество Пасхи. Почему так? – Потому, что желательно сблизить время празднования с временем Самого воскресения Христова. Не только земные жители празднует, но и горние, объединяясь в славословии Воскресшего Спасителя. В этот день Спаситель сошел в ад, чтобы освободить ветхозаветных праведников и проповедовать Евангелие всем его обитателям. Святитель Московский напоминает, что Святую Пасху нужно праздновать по духовному, а не по мирски, впадая в чревоугодие и пьянство.
Господь не мог стерпеть падение Своего создания и для спасения человека из пасти ада, воплотился через Пречистую Богородицу на землю. Какое же множество скорбей Спасителю нашему пришлось перенести. Богочеловек является здесь в уничиженнейшем возрасте человечества, в малейшем граде малейшаго из царств земных, нет для Него ни дома, ни колыбели, кроме небогатых родителей, едва несколько пастырей занимаются Его рождением. Чего потом не претерпел Иисус от дня вступления Своего в торжественное служение спасению рода человеческаго и в конце Его земного пути мучительное распятие. Крестом нам открыта дорога в Царство Небесное и только с крестом можно пройти туда. Без скорбей невозможно спасения, как и достижение какого либо дела, которое нам надобно выполнить. Чем сильнее и терпеливее мы носим бремя креста нашего, тем обильнее подаются нам дары Божии, приобретенные крестом Христовым.
Никто из живущих в теле не видел воскресения Христова, однако вознесение Господне многие увидели собственными глазами, так как одни уже духовно возросли, а другие нуждались в подкреплении веры. После Вознесения Господня, вернувшиеся домой апостолы не были грустными, а наоборот счастливыми , так как радовались Славе Божьей и Его Промыслу о спасении людей. Там где человек встречает Господа, там всегда радость настоящая и ни с чем несравненная. Однако в жизни мы оказываемся в скорбях и тут главное не поддаться унынию, вспомним, что если безгрешный Господь много на земле пострадал ради нашего спасения, тем паче полезно нам претерпеть небольшие скорби этого мира ради очищения души. Очень опасно для верующего человека проявлять невнимательность к Божиим посещениям, как можно увидеть из примера с ветхозаветным Израилем, который неоднократно был для вразумления наказан и, наконец, как не принявший исправления отвержен. Кто сказал нам, что новому Израилю не может угрожать ничто подобное?
Проповедь посвящена Евангельскому повествованию об одном из человеколюбивых деяний Христа Спасителя, – об исцелении десяти прокаженных. Исцелив болящих, Спаситель не желает получать хвалу от людей и отправляет их показаться священнику, тем самым, чтобы те возблагодарили Бога и в пути получили исцеление без многочисленных свидетелей, не привлекая тем самым внимание народа. После того как все получили исцеление, о благодарности вспомнил только один и вернулся, чтобы поблагодарить Господа.
Как некогда ветхие люди спаслись в Ноеве ковчеге, как Израильский народ был спасаем облаком полученным в защиту от Всемогущего Бога, так и в последние дни, Господь посылает Предстательницу - Богородицу, Которая покрывает Свои Покровом людей, защищая их от стрел лукавого и приводя в Царство Небесное. Однако находиться под этим покровом могут лишь те, кто хранит Заповеди Божии и проводит свою жизнь в покаянии.
Святой Климент Александрийский предостерегает хвалить богачей и восхищаться богатством, так как от похвал они приходят в гордость и ни о чем другом заботиться, как только о хранении и преувеличении своих богатств. Некоторые из богатых, слыша слова Господа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24; Мк. 10:25; Лк. 18:25), отчаиваются в своем спасении и небрегут о нем. Их Проповедник уверяет, что при правильном понимании данных слов Спасителя в них вовсе не содержится никаких оснований для подобного страха. Богатство само в себе безразлично, злом же оно становится или добром вследствие своего употребления. Следовательно, кто земным своим счастьем пользуется верно и свято, тот войдет в Царство Небесное.
Слова Святителя Григория Неокесарийского трогательно посвящены похвале смирению Иоанна Крестителя перед Господом. Когда Спаситель пришел получить от Него Крещение, Креститель сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне (Матф. 3, 14). Святитель видит в этом Евангельском эпизоде пример христианского смирения перед Богом.
Святитель Кирилл Иерусалимский объясняет необходимость веры в деле спасения каждого христианина. Из этой проповеди узнаем, как вера творит чудеса, например как она помогла Апостолу Петру идти воде до тех пор, пока Тот не усомнился, как стать духовным чадом Авраама, как нужна вера в деле благоугождения Богу и каким добрым помощником она является для каждого человека.
Тем, кто принимают Крещение, не только оставляются грехи, но и подается благодать усыновления. В этой проповеди раскрываются великие тайны Крещения и Его благодатные свойства для души.
В этой проповеди нам рассказывается про значение действий и слов, которые происходят в Алтаре во время Святой Литургии. Например, какой смысл заложен в умывании Иереями и Пресвитерами, окружающим жертвенник Божий, что обозначают слова: «друг друга, и друг друга целуем», для чего Иерей произносит: «горе имеим сердца» и подобное. Также подробно и доступно Святителем Кириллом Иерусалимским объясняются слова молитвы Господней «Отче наш».
Василий Великий поведает нам о Божьем творении, проживающем в море. Какое множество видов рыб, различных животных, проживающих в воде созданы Господом одним Его повелением. Каждый из них имеет особенности в строении, питании, размножении и взаимодействии с окружающим миром. О каждой твари есть у Бога Свой промысел, так например морской еж, предчувствуя бурю, восходит на большой камень, где может пережить её, что информирует моряков о предстоящей угрозе. Никакая тварь у Господа не выходит из Его промысла и попечения. Впрочем, можно и многому доброму поучиться от морских обитателей, рыбы не прекословит Божию закону, а мы, не соблюдаем спасительных наставлений, рыбы терпеливо относятся к своим морским собратьям, что нельзя сказать о человеческом нраве.
В проповеди описывается обильное разнообразие животных, каждый вид отличается своими индивидуальными внешними и внутренними качествами. У льва угрожающий вид и обособленный образ жизни, медведь наделен малоподвижным телом и спокойным нравом, муравей трудолюбием и предприимчивостью, так каждое создание Божие имеет свои характерные повадки и неповторимую красоту. И в них Господь вложил Свой промысел и нам можно найти у них много чему научиться. Муравьи все лето старательно заготавливают себе, начиная с самых теплых деньков, все необходимое к зиме, тоже самое и в духовном смысле должен делать человек, готовить себя к вечной жизни и собирать здесь добрыми делами милость Божию в житницу.
Святитель Василий Великий возводит зависть к одним из тяжелейших человеческих пороков. Зависть не так сильно вредит окружающим как её носителю, который тягостно переносит успехи близких. Подвергшиеся этой пагубе, не рассказывают о своем недостатке, хотя таковых можно определить по внешнему виду, о котором Святитель подробно говорит в беседе. Из писания мы знаем, как перед одержимыми завистью никакое кровное родство не может стать препятствием перед злодеянием. Что соделало рабом благородного Иосифа? Убоявшись исполнения снов, братья продали его в рабство, но промысел Божий сделал его царем. Вылечиться от этого недуга можно поняв, что богатство, высокие статусы и внешняя красота имеют временный характер и не всегда полезны для спасения. Это - орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, потому жалок, кто пользуется сим худо. Для нас в этой жизни ценным являться должно только что поможет нам достигнуть Царствия Божьего, поэтому тот, кто завистлив пускай развивает в себе добродетели, таким образом себя спасет и для других станет примером.
Беседа Василия Великого посвящена неразумному богачу, который был занят только преумножением своего состояния, за что был наказан в скором времени смертью. Святитель увещевает не следовать этому печальному примеру, а употреблять свои накопления не только на себя самого, но и оказывать помощь бедным. Подавая милостыню и помогая неимущим, мы получаем в несколько раз обратно больше и скапливаем себе нетленную мзду на небесах.
Проповедник наставляет не отчаиваться во время засухи, а возносить молитвы ко Господу и прибегнуть к покаянию. Тяжелые условия хорошо раскрывают личность человека и показывают добродетелен он или нет, отдаст нуждающемуся последний кусок хлеба или наоборот будет искать что отнять. Те, кто жили в достатке, оказавшись в бедственном положении, начинают роптать на Бога, вместо того, чтобы понять, чем прогневали Господа и исправиться.
Евномиане отрицали не только единосущее, но и подобосущее Бога Отца и Бога Сына. Кроме того, они учили, что можно совершенно постигнуть Бога умом человеческим. Против этого последнего лжеучения евномиан направлено это послание.
Бог создал Горний мир, дал бытие ангелам и первым людям. Первому человеку были даны повеления взращивать сад и не есть с древа познания добра и зла. Но человек не выдержал искушение от лукавого и пал. Господь не мог стерпеть, чтобы Его создание находилось в рабстве у темного духа и сходит с Небес дабы спасти падший человеческий род. Однако, не все пришли к познанию Спасителя, одни по своему жестокосердию и гордости, иные по любви к страстям, а другие по неразумению времен.
Святитель Григорий Богослов обличает людей, не признающих Святого Духа. В этой беседе подробно изложено, почему эти люди ошибаются и призывает таковых к покаянию. По обетованию Спасителя после Его Вознесения на апостолов должен сойти Святой Дух. Пророчество сбывается и Третье Лицо Пресвятой Троицы сходит на них в виде огненных языков, подавая им возможность разговаривать на всех языках и сопутствуя в делах Проповеди Евангелиия.
Проповедь Святителя пропитана любовью к ближним. Милость очень высока перед Богом. Это дело любви может смягчить разгневанного из-за наших грехов Бога и подать нетленные блага в будущем в веке. Проповедник призывает каждого христианина оказать посильную помощь людям, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах. Особенно помощь нужна тем, кто имеет заболевания и не может даже самостоятельно передвигаться. При оказании помощи нельзя руководствоваться причиной, по которой человек оказался в этом состоянии. Некоторые гнушаются людьми, нуждающимися в помощи, но не знают, что перед Богом все равны.
Проповедь была произнесена на случай воссоединения монашествующих. В этой беседе Григорием Богословом упоминается много благоразумных положений о необходимости всем жить в мире. Однако, не каждое объединение угодно Господу, например, если это еретическое или враждующее против Православной Церкви. Человеку нельзя быть мягким, когда речь идет о нарушении Заповедей Господних и бунтарем, когда ему советуют благое, ведущее в Жизнь Вечную.
Египетские архиереи, желавшие видеть на Патриаршем престоле своего ставленника, решили путем интриг сделать поставление святителя Григория в епископа Константинопольского незаконным. Святитель Григорий, чуждый почестей, а тем более гнусных интриг, счёл за лучшее отказаться от полномочий предстоятеля Константинопольской Церкви и удалиться из города. Прощальное слово было произнесено Григорием Богословом перед ста пятидесятью епископами, прибывшими в Константинополь. До того как Григорий Богослов был возведен в сан архиепископа, паства Византийской Церкви переживала разобщение и неорганизованность. Господь прекратил духовные стенания этого народа и отправил верного Своего служителя Григория Богослова навести порядок и объединить паству. С этим послушанием Святитель успешно справился и в народе разрослось благочестие и духовное преуспеяние. Проповедник занимался не только духовным просвещением паствы, но искоренением ереси и установлением чистоты Православия.
Слово посвящено другу Григория Богослова Кесарию, который скончался. Это прощальное обращение пропитано дружескими и теплыми словами любви. В нём Святитель вспоминает о том, какой благочестивой жизнью жил его друг. Он обладал отличным умом, получил прекрасное образование и строил хорошую карьеру в числе приближенных царя, но, несмотря на мирские блага, оставался верным Господу и Его Заповедям. Кесарий твердо выстоял против угроз и пустых обещаний царя вероотступника Юлиана, который добивался отречения христиан от Господа. Кончина друга Григория Богослова наступила следующим образом, однажды в городе, в котором он выполнял царское повеление охранять сокровища, началось сильное землетрясение, где он чудесным образом был спасен, но позже наступила болезнь и Кесарий скончался. Надгробное слово Святитель заканчивает наставлением не прилепляться ни к чему земному, так как все и жизнь человеческая и слава и богатство вещи приходящие.
Послание Святителя Иоанна Златоустого к Пасхе, которое читается в конце Пасхальной Литургии. В нём Иоанн Златоуст призывает все тех, кто постился или не постился возрадоваться о Воскресении Христовом. Проповедник призывает славить Господа, Разорившего ад, Умертвившего смерть и Подавшего нам Вечную Жизнь с Богом.
Изъяснение Иоанна Златоустого на слова «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею». (Мф.4:12) В этой беседе Святитель объясняет для чего Христос удаляется в Галилею. Почему Спаситель начинает проповедь после Иоанна. Как Господь призвал на проповедь Петра и Андрея. Похвала послушания Христу, показанная этими двумя апостолами. Далее Проповедник объясняет почему Христос в начале проповеди творил чудеса, что Христос и ныне исцеляет душевные болезни источник болезней телесных. О том, чтобы просить отпущения грехов, нужно чувствовать свои грехи. Нераскаянность больше всего прогневляет Бога и по смерти нельзя грешнику получить прощение.
Изъяснение Иоанна Златоустого на слова «На другой день, который следует за пятницей, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще, будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого». (Матф. 27:62–64). Запечатание гроба служит непререкаемым доказательством воскресения. Ученики не могли ни украсть тела, ни вымыслить воскресения. Святитель повествует о том, почему воскресение должно было совершиться в пределах трех дней и об обстоятельствах, сопровождавшие воскресение. Далее мы узнаем о явлении Воскресшего женам. Проповедник увещевает подражать мироносицам и выступает против пристрастия к дорогим одеждам и украшениям. Украшения – повод к бесчестию и скорбям, особенно нужно избегать ношения украшений в церкви. Любовь к украшениям отвращает от милостыни и бывает причиной распутства мужей.
Иоанн Златоуст разъясняет послание Апостола Павла к римлянам, в котором говорится о том, что все обязаны нести немощи друг друга. Под немощами Святитель подразумевает человеческие слабости, например гордость, вспыльчивость и все подобное. Перенося эти человеческие немощи Апостол Павел ставит этих людей наравне с собою, потому что не трудно наносить людям оскорбления, а трудно это терпеть, поэтому он и называет таковых сильными и предоставляет им похвалу. Далее Проповедник наставляет не отдаляться от людей ненавидящих нас, а наоборот оказывать им ещё большую любовь, подражая Спасителю.
Когда-то у коринфян был добрый обычай общая трапеза богатых с бедными, где богатые выступали подателями благ, а бедные принимающими. Вместо того, чтобы укореняться дальше в добродетели милосердия, Богоприятный обычай нарушился и имущие стали принимать пищу сами по себе, чем и доставили печаль Апостолу. В послании Ученик Христов обличает их решение и наставляет одуматься.
В этой проповеди Иоанн Златоуст рассказывает о том, что такое молитва. Какой должна быть молитва? Когда наша молитва будет услышана? Святитель поведает о необходимости ночной молитвы и её благодатном действии. Проповедник всех призывает непрестанно молиться в любом месте.