Сборник проповедей Афонский собеседник, часть 6
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Господь награждает только достойных - кто потрудится. Многие не желают трудиться, не хотят подвизаться для стяжания Царствия Христова. Человек делает так много усилий, чтобы получить небольшое счастье этого мира, которое так легко потерять! Человеческая природа такова, что она хочет и любит то, что видит и чем обладает. По этой причине мы, умирая, впадаем в печаль, нам кажется, что нет другого мира, кроме здешнего. Какая разница между той жизнью, какой мы в течение девяти месяцев живем во чреве матери и здешней жизнью, столько же несравненно больше разницы между здешним миром и загробным. Кто бы нам поведал о том, что происходит в загробной жизни? Как живут в раю? Апостол Павел был восхищен до третьего неба и вот что Он нам передал: «Яже око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыде, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Представим себе, что мы обладаем всеми благами мира, жили бы без болезни, не имея врагов и скорбей, однако сколько бы лет не прожили, все–таки должны когда–нибудь умереть и каждый час боязнь смерти, а такой страх делает несчастными. Всегда быть блаженным, вечно жить, т. е. иметь у себя все блага мира и при том — бессмертие, что это была бы за жизнь! Таковая и райская жизнь. Радость — бесконечная. Это есть радость беспредельная, совершенная, нескончаемая, «вся вместе». Какого же рода эта радость? Эта радость подобна радости матери, которая каждую секунду ждала сына с войны и вот он на пороге дома. Неизмеримо большая радость райская, которая длится всю вечность. Однако, для того, чтобы наследовать эту радость нам необходимо потрудиться в этой жизни исполняя Заповеди Божии.
Скудна стала вера православных людей и скудны стали их дела. Скудна в разумении, потому что не знаем, во что веруем и скудна в делах, потому что мы не живем по вере. Сын Божий сошел с неба на землю и вочеловечился только для того, чтобы явить правило, во что мы должны веровать и как жить, чтобы мы могли достигнуть вечного блаженства. Однако, для того, чтобы вознестись нам к Царствию Небесному, надо иметь два крыла: веру и добрые дела. Одно без другого — несовершенно и недостаточно для спасения, ибо вера без дел мертва. И христианин, не имеющий первого или второго, похож на больного, который от бессилия не может ходить. К сожалению, христиане дошли до такого, что не знают, во что веруют. Они не знают, что Бог на небесах и имеет в едином естестве три Ипостаси, что Он — Богочеловек на земле и имеет два естества и одну Ипостась. Христиане веруют в единого Господа Иисуса Христа, но не знают ни чудес Его жизни, ни истины Его учения, ни заслуг Его святых страстей, ни величия Его славы. Христиане имеют Евангелие, но не знают Евангелия, ни его заповедей, ни догматов, соблюдают праздники церковные, но не знают их цели. Христианские праздники в том виде, в каком они совершаются, ничем не отличаются от языческих торжеств. Соблюдают христиане посты, но не воздерживаются от страстей. Христиане принимают таинства, но не знают их силы. Такое же плачевное состояние касается и дел, для многих превыше всего материальные ценности, а не духовные.
В этот день архангел Гавриил был послан в город Назарет к Деве Марии, обрученной Иосифу, чтобы сказать Ей о том, что Бог избрал Ее быть Матерью Своего Сына и родить Избавителя мира. В начале Дева смутилась, но когда Ей было сообщено, что это произойдет силой благодати Святого Духа, Она склонилась сердцем и приняла повеление с глубоким смирением: «Се, раба Господня; буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1, 38). В этот момент сошел на Неё Святой Дух. Какие Великие чудеса: Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства, а Бог, став человеком, не оставил природы Божества. Сын Божий имеет две природы: Божественную и человеческую. Божественная – это рождение Отца, человеческая – рождение Марии. Он имеет только одну ипостась, которая содержит неслиянными две природы. Ипостась нераздельна, одна – Сын Бога и Отца, а другая – Сын Марии Девы. Иисус Христос: совершенный Бог и совершенный человек. Матерь Божия, ещё является и Матерью христиан, которые есть Ее чада по всыновлению. Она наша предстальница к Богу и умоляет Его с таким дерзновением, какое свойственно Матери по отношению к Сыну, и умоляет за христиан с такой любовью, какую Ей свойственно иметь к Своим чадам.
Преслушание Адама удалило человека от Бога, но вочеловечение нового Адама, Богочеловека Иисуса снова примирило человека с Богом. Человек много грешит, но ему даровано Богом покаяние. Итак, два пути: один путь греха, приводящий к погибели. Другой путь раскаяния, ведущий нас ко спасению. Когда грех удаляет нас от Бога, милосердие Его следует за нами и ищет нас. Когда, в чувстве раскаяния, мы обращаемся к Богу, Он встречает и приемлет нас. Таким-то образом открывается Божие милосердие к нам грешным! Никакого дела человек не совершает легче, чем грех, и никакого дела в то же время не распознает труднее, чем грех. Человек так горько расстраивается по пустякам, происходящим в своей земной жизни, однако совершенно не печалится о том, что своей греховной жизнью теряет Царство Небесное и вечную жизнь. Бог не хочет погибели грешнику, идет за ним, ищет его и всячески благоволит обрести его. Чего Он ни совершил, чего ни претерпел, чтобы найти его! Терпел голод, жажду, утомление, пот до крове, был распят, умер, чтобы сойти во ад и в самой утробе адовой найти его, найти там, куда удалило его преслушание. С какой ревностью, с какой нежнейшей любовью Он ищет ее! Читайте святое Евангелие и вы увидите, как Иисус Христос обращал к Себе всех грешников Своей дивной кротостью и благостью, без всякаго принуждения и гнева. Например, чтобы спасти блудницу в то время, как все восстали против неё с осуждением, Он один только не осудил ее, но, простив, освободил. Чтобы спасти Самарянку, Он не обличил ее в грехах прежней её жизни, но особым, Ему только свойственным, образом побудил ее признаться в своих грехах и раскаяться. Таким-то милосердием добрый Пастырь овец ищет всякаго другого грешника. Святая литургия, слово Божие, исповедь—все это, как призыв милосердия Иисуса Xpиcтa к покаянию. Не так человек прощает человека, как Бог! Человек по большей части или не прощает, или если и прощает на словах, не прощает всецело. Но Бог дарует совершенное прощение. Жизнь, нежелающего раскаяться грешника, может истощить великое долготерпение Божие.
Иоанн Богослов в своем божественном Откровении видел чудную книгу, исписанную и запечатанную семью печатями. Эта от века Богописаная книга содержит великие тайны, присущие Самому Богу, домостроительные и касающиеся создания. Книга совершенно незрима и непостижима. До воплощенного домостроительства все это было тайной запечатанной. Открыть ее и разрешить печати на ней мог только Сын Божий, Который, став плотью и вселившись в нас, открыл сокровенное. Разрешил первую печать – и люди тотчас познали Единого Бога, разрешил вторую – и познали Бога Трииспостасного. Разрешил третью – и познали Бога, Отца Сыновня и Изводителя Святого Духа. Разрешил четвертую – и познали Бога, Творца всего. Разрешил пятую – и познали Бога, соделавшегося человеком. Разрешил шестую – и познали Бога, плотью пострадавшего, умершего и воскресшего. Разрешил седьмую – и познали Бога Судию, ублажающего праведных и карающего грешных. В этой проповеди объясняется каким образом Бог облёкся плотью, и для чего Он это сделал. Бог воплотился, пребывая Богом, и человек обожился, пребывая человеком, и Тот, Кто был совершенный Бог и совершенный человек, есть Единый Иисус Христос. Итак, почему же Бог стал человеком? Бог стал человеком, чтобы спасти человека. Человек, вследствие Адамова преступления, стал рабом греха, наследником вечного мучения. Для человека не было посредника, чтобы примирить его с Богом, была потеряна надежда на спасение. Бог сжалился над созданием, воплотился, чтобы спасти его, т.е. показать ему путь к спасению, открыть ему врата Царства Небесного, соединить его с Богом и Отцом. Но как Всемогущий Бог создал нас одним словом, разве не мог Он так же одним словом спасти нас и, не воплощаясь, разрешить наш долг? Не мог ли простить нам наши грехи? Но таким образом мы познали бы Божие крайнее всемогущество и не познали бы Божией крайней благости.
Бог неограниченный и поклоняемый на всяком месте, хочет принимать особенное поклонение в одном определенном месте, а это – церковь, почему и называется она домом Божиим и домом молитвы. Бог требует особенного прославления в один особый день, и этот день – праздничные дни Святой Церкви. Бог, Которому никто не в силах воспротивиться, мог бы, если бы пожелал, приказать нам из семи дней недели служить Ему шесть дней и только один оставить для себя. Однако же, по крайнему снисхождению, Он даровал нам шесть дней, чтобы мы работали для поддержания нашей жизни, а для Себя удержал только один день. Если мы нарушаем эту заповедь, то впадаем в великое бедствие, если же соблюдаем, то получаем великое благо. Некоторые считают, что проводить время в Церкви бессмысленно, а лучше это время потратить на работу и прочие дела. Не бессмысленно проводить время в Церкви, а наоборот благотворно. Мы приносим это время пребывания в Церкви с молитвой в дар Богу, Он отдает его назад с прибылью. Исполняя свой долг, который соблюдают даже агаряне и евреи, и, если есть необходимое дело, то необходимо предоставить его Промыслу Божию, и Бог доведет его до счастливого конца. Праздник значит день, посвященный Богу, следовательно, как в церкви мы стоим скромно и благоговейно, ибо она есть дом Божий, ту же скромность и благоговение мы должны сохранять в течение всего дня, ибо он есть день Божий. Грех, совершаемый нами в церкви, есть святотатство, так как это – место Божие, такое же святотатство есть всякий грех, который мы совершаем в праздник, ибо он есть день Божий.
В Евангелии от Луки нам приводится притча о сеятеле. Сеятель – проповедник святого Евангелия и Учитель, семя – слово Божие, часть его падает как бы на пути, среди некоторых христиан, не имеющих никакого внимания, и поэтому подвергается презрению и рассеивается. Другая часть падает как бы на камень, в некоторые сухие сердца, и поэтому не пускает корней и не приобретает силы. Иная попадает в терновник, в умы, полные житейских забот, и поэтому остается бесплодной. Только незначительная часть падает на добрую землю, в некоторые благоговейные души, которые выслушивают его с радостью, с заботливостью соблюдают его, и только здесь оно приносит многообразный плод спасения. Господь наш Иисус Христос перед тем, как вознестись на небо, отправил Своих учеников проповедовать Евангелие миру. И вот идолопоклонство и нечестие рассеялись и воздвиглась новая Церковь. А проповедью Евангелия, которую продолжали затем наследники апостолов, архиереи и иереи, укрепилась Церковь, и вера распространилась во все концы земли. Таким образом, единственное орудие, которым Бог воспользовался для уничтожения в мире нечестия есть не иное что, как проповедь Евангелия, слово Божие, поучение. Слово Божие способно воздвигнуть и тех кто в нечестии и тех кто заблуждается во тьме ересей и все кто находятся в духовной немощи. Слово Божие есть не только то, что церковные учителя возвещают с амвона и которое мы слышим, слово Божие есть также и святое Евангелие и прочие божественные писания и священные последования, читаемые священниками, которые мы имеем и слышим во все воскресенья и в праздники, установленные Церковью. Чтобы слово Божие принесло плод, чтобы приходящие в церковь получили пользу от этого, нужно входить с вниманием и благоговением, с сокрушением и умилением, со смирением и молитвой.
Бог и мир друг другу крайне противоположны, которым обоим вместе служить, как говорил Христос, никто не может. Если кто приблизится к одному, должен удалиться от другого. Почему же так получается? Бог требует для служения себе всего человека. Господь создал нас из ничего, дал жизнь и душу, искупил Своей кровью, даровал спасение и уготовал для нас Небесное Царство. «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всего помышления твоего и от всея души твоея и всею крепостию твоею» (Втор. 6:5; Лк. 10:27). Также всего человека требует для служения себе и мир, мы рождены и воспитаны в нём и потому опутаны многоразличными узами, чтобы порвать их, Сын Божий пришел на землю, вооруженный мечом. Мир – отступник, так как отделился от Бога и не признает Бога. Вторая причина весь закон Божий совершенно противоположен закону мира. Что повелевает нам закон Божий? Любить нашего ближнего, как самого себя, более того, чтобы любить самого врага и благотворить тому, кто нам сделал зло. А закон мира понуждает нас не только не любить даже друзей, а быть скупыми, обогащаться на чужой счет, так сказать, сосать кровь бедных. В этом мире человеческая жизнь временна и мы не знаем в какой час и минуту умрём, а будущая жизнь вечна и любящих Бога ожидает радость неописуемая и невообразимая.
Мы много вещей считаем полезными, а они на самом деле вредны и когда мы просим их у Бога, Он не слушает нас, а если мы получаем просимое, то терпим гораздо больше вреда, чем получаем пользы. Мы не знаем, действительно ли полезно ли полезно все то, что так кажется человеческому мышлению. Чего мы вообще просим у Бога? Мы просим славы, чести, но находим там волнение, несчастье и разорение. О чём же нужно просить у Бога? Просить общего блага для всех христиан – мира и утверждения Церкви, отпущения грехов и прощения врагов, просить христианской кончины жизни и совершенного покаяния. Вот это выгодно и полезно, так как оно духовно. А если хочется чего-либо из мирского, то просить нужно таким образом: «Боже мой, как Тебе является, полезно ли это мне?»
Как говорит Василий Великий: «Корыстолюбца не радует приобретенное, а печалит недостающее». Яркий пример тому еврейский народ, находящийся в пустыне. Им нечего было есть, но Господь их не оставил и посылал им с небес манну. Два условия Господь повелел им соблюдать. Первое, чтобы они собирали только необходимое и второе, перед субботой, они должны были собирать манну в двойном количестве, чтобы было что есть в субботу. А в седьмой день весь народ должен был отдыхать в благоговении и молитве. Однако, евреи не послушали Бога и были наказаны. Если Промысел Божий имел такое попечение о еврейском народе, то гораздо большее он имеет о народе христианском. У Бога ничего не оставлено без предусмотрения и попечения. Поэтому Он Сам внушает нам в святом Евангелии не иметь никакой заботы и попечения, а, довольствуясь тем, что имеем сегодня, не думать о завтрашнем. Чтобы ещё более уяснить вред корыстолюбия вспомним богача, который скопил себе множество плодов и в один день сказал себе, что с этого момента можно пребывать в праздности и более никогда не трудиться. Однако, он забыл о малоимущих, о самой смерти, ему казалось, что он будет довольствоваться своим положением вечно и ничто его не отлучит от богатства. В этот же день он умер. Желающие обогатиться впадают в три великие бедствия: в искушение, в чрезмерную заботу о мирском и во многие похоти.
Как богатому спастись? Добрым употреблением своего богатства. Намерение Бога, с которым Он даёт богатство человеку состоит в том, чтобы он для себя имел необходимое, а от избытка раздавал бедным. Бог дарует богатому много, а иному мало или даже ничего, дабы богач своим излишком восполнил его недостаток. Отговорка, что хочется удержать имущество для содержания своей семьи не имеет силы, потому что не для этого только Бог дал имущество. Чтобы уметь давать нужно научиться четырём правилам: во-первых, давать там, где следует, во-вторых, давать сколько следует, в-третьих, давать как следует, в-четвертых, давать когда следует. Давать куда следует это обозначает помогать тем, кто действительно находится в нужде, то есть человеку бедному. Также ещё оказывать помощь Церквям, монастырям, тем самым посвящая деньги Богу. Однако не стоит подавать тем, кто и так живёт в хорошем достатке или на какое либо непотребство. Давать сколько следует. Смотря по нужде должна быть и помощь, а с другой стороны, по силе должна быть милость. Богач пусть подает много, а бедняк мало, но следует помнить, что они оба имеют одинаковую награду, ибо Бог взирает не на количество, а на произволение. Убогая вдовица положила две лепты в сокровищницу храма, куда другие, люди богатые, приносили золото и серебро, но Христос похвалил больше приношение вдовицы: «Вси... от избытка своего ввергоша; сия же от лишения своего вся, елика имеяше, вверже, все житие свое» (Мк. 12:44). Давать как следует это значит с приветливым взором, от доброго сердца, а не с сожалением. Наконец, давать когда следует. Это самое важное, давать нужно в этой жизни, не ожидая смертного часа. Тогда милостив поневоле, тогда все оставляешь, так как нет возможности ничего унести с собой в могилу. Пока живы, надо делать добро, чтобы оно было добром по произволению и имело совершенную награду.
Первыми учениками, приглашенными к проповеди Евангелия, были Симон Петр, Андрей, брат его, Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, люди простые по духу, бедные по состоянию, рыбаки по занятию. Таких служителей и помощников Сына Божьего, было выбрано двенадцать. Такими орудиями воспользовалась воплощенная Божественная Мудрость – немудрыми, немощными, презираемыми, чтобы упразднить, как говорит апостол Павел, мудрость, благородство и силу мира, дабы таким образом выяснилось, что учение Христово, которое принял мир, было делом силы не человеческой, а Божией. Апостол, по общему смыслу слова, значит «посланник». Апостолы после схождения на них Святого Духа, стали проповедовать Евангелие и весь мир узнал о Господе нашем Иисусе Христе. Проповедь великое дело в спасении человеческих душ. Это очень хорошо знает падший денница и сильно боится этого. Слово Божье есть духовная пища для души и когда её нет, то великие бедствия начинают твориться. Где не слышится слово Божие, там ясный признак, что Бог прогневался.
Святейшая Дева называется Матерью в двух смыслах: во-первых, как Матерь Бога, и во-вторых, как Матерь всех христиан. Она – Матерь Божия по естественному рождению и Матерь христиан по усыновлению. Она оказывает нам христианам беспредельную милость и любовь. Никто так за нас не ходатайствует перед Богом, как Божия Матерь. Как много грешит человек и как он достоин праведного гнева, но Божья Матерь просит Сына Своего о милости к нам и Он Её слушает. О, какое почитание и благоговение должны мы христиане оказывать Богородице. Она Матерь Божия и Матерь наша. Но в чем же состоит благоговение к Деве? В молитве и посте. Особенно в дни успенского поста. Молитва должна быть со страхом Божиим, сокрушением сердца и слезами умиления, а пост не только воздержание от яств, но и от греха, не только от мяса, но и от плотских страстей.
Один раб должен был своему господину десять тысяч талантов, не имея чем заплатить, просил об отсрочке и добрый господин освободил его, подарил ему их. Должник этого раба, не имея чем заплатить, точно так же просил об отсрочке, но бессердечный раб схватил его, душил и наконец вверг в темницу. Посторонние, увидев это бесчеловечие, рассказали господину и тот прогневался. Он призывает и сначала обличает. Затем повелевает мучителям: «Уберите его с моих глаз, предайте его пыткам, пока он не заплатит весь свой долг». Эта притча ясно учит, что не может ждать себе от Бога милости тот, кто не оказывает ее ближнему. Когда Бог столь сильно прогневан на грешника, может ли кто-нибудь ходатайствовать перед Ним? Когда евреи согрешили, впали в идолопоклонничество, то Бог хотел их за это сильно наказать, но за них Творца умилостивил Моисей. Кто же такой был Моисей перед Богом? Простой раб. А Пресвятая Дева, Кто Она перед Богом? Мать, Мать, возлюбленная наиболее из всего творения. По словам святого Дамаскина, существует беспредельная разница между рабами Божиими и Матерью Божией, и если ходатайство раба Моисея сдерживает Божию ярость и не допускает ее поразить идолопоклонников евреев, то ходатайство Матери Марии еще сильнее сдерживает этот Божественный гнев и не дает ему пасть на грешных христиан.
Мария, в трехлетнем возрасте приводится в Иерусалимский храм на посвящение Творцу. Святитель Илия Минятий в своей проповеди прославляет Богородицу, Святость Её жизни, Её любовь и преданность Богу, Её подвиги и тому подобное. Всё, что было в Соломонновом храме священного и чтимого, все это было образом преимуществ Девы Марии.
Насколько Бог благ и многомилостив для человека, настолько человек не признателен и не благодарен в отношении к Богу. Благоутробие Божие борется со злобой человека. Божия благодать призывает, человеческая воля убегает, та умоляет, эта отворачивается, та предлагает дары щедро, эта беззастенчиво отвергает. Прийти к Богу мешают три препятствия: привязанность к миру, к богатству и к плоти. Возьмем первое, мир великое препятствие к спасению человека. Весь он, по словам Антония Великого, состоит из сетей. Сети – это заблуждения и обманы мира, его заботы и попечения, сети уловляющие ум и сердце. Второе это богатство. Оно направляет человека в великие напасти: во-первых, в искушение, во-вторых, в гнев, в-третьих, во многие бессмысленные и вредные похоти. В искушение: клясться, обижать, грабить, в гнев: поносить, браниться, убивать, во многие бессмысленные и вредные похоти. И наконец плоть, страсть, похоть, блуд и тому подобное, всё это могучее препятствие на пути к спасению.
Блаженны миротворцы (Мф. 5:9). При мире, единодушии, согласии всякое дело доводится до конца, малые вещи делаются великими, великое укрепляется, возрастает благополучие семейств, городов, царств. Благополучен тот дом, где обитает мир, где брат любит брата, родители заботятся о детях, дети чтят родителей и супруги живут в единодушии. Там благословение Божие, там счастье земное, там радость и веселье, там земное блаженство. Наоборот, где господствует ненависть, там разномыслие между братьями, разделение между родителями и детьми, ревность между мужем и женой. Какое проклятие Божие! Весь закон Иисуса Христа основан на благороднейшем свойстве человеческой природы, на любви, именно на том, чтобы мы любили Бога и ближнего. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Мф. 22:40). Но любовью, не обыкновенной только, какой мы любим своих друзей, а особенной, чтобы любить ею и врагов, – любите враги ваша (Мф. 5:44).
Праотец наш Адам сделавшись добычей дьявольского обольщения и нарушителем первой и единственной Божественной заповеди, со вкушением плода вкусил и смерть и в возмездие за преступление в раю сладости обрел ад наказания. Падение праотца увлекло и нас в это наследие и он с неслыханной жестокостью предал нас смерти раньше, чем дал нам жизнь. Никогда лукавый так спокойно не наслаждался своим царствованием и его господство в сердцах людей не было так сильно, казалось, он утвердил на земле свое владычество. В темную ночь греха были погружены люди. Но бесконечное промышление и крайнее снисхождение Божие не позволило человеку находиться в таком ужасном состоянии. На свет появилась Богоотроковица Мария. Она, украшенная всеми небесными добродетелями, посвятила всецело Себя Богу и через Неё воплотился Сын Божий, Который разрешил человеческий род от проклятия.
Разрешив узы смерти и воскреснув из мертвых, Спаситель мира пребывал на земле сорок дней, часто являясь Своим ученикам. В день Своего Вознесения Он извел апостолов до Вифании на гору Елеон и здесь, повелев им возвестить всем людям Евангелие, т.е. радостнейшую весть об отпущении грехов и спасении, заповедав им ожидать в Иерусалиме, доколе не облекутся силой свыше, как бы в подтверждение Своих обетований, подняв руки Свои, преподал им последнее владычное благословение и вознёсся на небо. Славное Вознесение Спасителя во плоти является Великим и для многих таинственным и непонятным. Господу надлежало вознестись в той же самой плоти, которую Он воспринял: во-первых, чтобы быть ходатаем между Богом и людьми и, показывая Своему безначальному Отцу безгрешное тело, которое Он принес на кресте в чистую и нескверную жертву, умилостивить Его к нашим грехам. Во-вторых, чтобы мы, крестившиеся в Христа и пожившие по Его заповедям, имели прочную надежду на Воскресение, ибо если воскрес во плоти Христос, то так же воскреснуть и прославиться во плоти подобает и верным. Но хотя Спаситель восшел на небо, однако не оставил нас сирых. Как когда-то Илия Фесвитянин, был взят на огненной колеснице, чтобы утешить своего ученика Елисея, оставил ему милоть, так подобным же образом человеколюбивый Господь в утешение оставил нам Свою блаженнейшую плоть в страшном таинстве божественной Евхаристии.
Смерть мучительница нашего рода, но эта смерть сладкий сон, в котором Богородица восхотела как бы опочить немного при конце этой тленной жизни, чтобы начать путь нетленной. Матерь Божия, предстоя одесную Царя Бога, сидит, как Царица небесных и земных, на таком престоле, превыше всякой твари. Ее высокий престол окружают сонмы православных: кто молит об исцелении от болезни, кто об избавлении от опасности, этот просит утешения в печали, тот – помощи в бедствии, все просят милости от источника милости, и просящий получает. Она Царица небесных, Ее почитают, Ей поклоняются все чины бестелесных. Наш ум не может представить себе того яркого света, которым блистает в раю блаженная Дева, солнце и луна – темные вещи по сравнению с этой неизреченной красотой. Однажды, один юноша молил Божию Матерь увидеть Её такой, какая Она в раю и ради этого даже был готов ослепнуть на один глаз. Богородица исполнила его желание и явилась ему. Юноша проснулся и, действительно, потерял глаз, но от радости, которую испытывал, так как удостоился зреть Царицу неба и земли, он совсем не пожалел. Даже более, он опять молил, чтобы еще раз узреть Ее, соглашаясь на потерю другого оставшегося в целости глаза. Матерь Божия, явившись ему во второй раз, не только не лишила его другого глаза, но возвратила ему и утраченный.
Молитва праведных Иоакима и Анны были услышаны и у них родилась дочь. И тогда как раньше их поносили как бесплодных и бездетных, теперь все почитают и уважают как родителей Богоматери. Через Саму же Приснодеву Марию воплотился Господь наш Иисус Христос, Который является Спасителем рода человеческого. В этой проповеди восхваляется Божья Матерь, Её чистота, святость, преданность Богу и прочие добродетели.
Царица Савская, пожелала отправиться к Соломону, чтобы увидеть доказательство прославленной его мудрости. Прибыв туда, подарила ему цветы, каких не было в царстве Соломона. В ответ на этот подарок она получила от него прекрасную книгу по астрологии. Эта история из Ветхого Завета служит преднаписанием для этого Праздника. Мудрый Соломон – это Вседержитель Бог, Царица Савская – это Царица неба и земли, Владычица ангелов, Которая пошла в храм Соломона, в храм Божий и здесь приносит Ему в дар цветы, т.е. человеческую плоть, которая как цветок увядает. Этой плоти не было в Небесном Царстве Божием, так как на небе все невещественно и нетленно. В ответ Дева получает от Бога книгу Божественной благодати, через посредство которой легко входит на небо, в рай сладости.
Бог, сделавшись человеком, восхотел дать людям образец, как право веровать и жить. Однако, учение века сего господствует над всем нашим разумом и о своей вере мы мало что знаем: не знаем ни чудес жизни Господа, ни истины Его учения, ни заслуги Его страданий, не понимаем, что значит быть членом столь святого тела, торжествуем Его праздники, но не понимаем их смысла. Мы не знаем, во что веруем и не живем сообразно вере. Мы носим обличие христианства, но похожи на тех лживых верующих, обличенных апостолом Павлом, которые на словах исповедали Бога, а на деле отрицали Его. А как много всего Господь сделал, чтобы человек стал истинным христианином. Бог сошел с неба, смирил Себя, уничижился, пострадал и умер. Он основал новую Церковь, учредил в ней архиереев, священников и проповедников, чтобы наставить человека в наиболее высоких делах любви. Кем должен быть христианин? Бог хочет, чтобы он был славой воплощенного Слова, плодом Его страданий, предметом Его любви и наследником Его блаженства.
Богом дана заповедь любить своих врагов. Однако, нам нужно ещё не забывать более скромный род любви: привыкнуть быть благодарными к благодетелям, чтобы научиться благотворить тем, кто нам вредит. Человеческая природа имеет чувства только любви и мира. Если она ненавидит, то от этого страдает и терпит. Если же любит – покоится и радуется. Нравственный философ Сенека говорит: «Стремление вредить грязно, отвратительно и совершенно чуждо человека, благодеяния которого приручают даже диких зверей». Мы грешим сами и просим прощения у Бога. Понятно, что много работы не позволяет нам уделять много времени молитве. Понятно, что наше малое состояние едва достает для нас самих. Но когда мы не желаем простить оскорбление, какое оправдание можно представить? Чего нам недостает, кроме доброго желания? Для нас для христиан примером должна быть молитва Господа, находящегося под страшными страданиями и молящегося за распинающих Его: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят» (Лк. 23:34). Больше того, Он не только прощает Своим оскорбителям, но и совершенно забывает об оскорблении. Недостоин называться христианином тот, кто не расположен к исполнению закона, который есть исключительно закон Иисуса Христа и отличительная особенность христианства: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имати между собою» (Ин. 13:35). Исполнение повелений Спасителя – дело трудное. Но за это великое дело Он Сам обещает нам и величайшую награду – признание сынами Божиими: Любите враги ваша... да будете сынове Отца вашего (Мф. 5:44–45).