Проповедь о сердце человека
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8). Эти слова Спасителя Иоанн Златоуст объясняет, что чистыми сердцем Господь называет тех, кто приобрели всецелую добродетель, осознают за собой никакого лукавства и тех кто проводит свою жизнь в целомудрии. В древности слово «сердце» обозначало не только физиологический орган, но и душу, настроение, взгляд, мысли и убеждение. Сердце есть сосредоточие душевной и духовной жизни человека. В сердце зачинается решимость человека на те или иные поступки, в нём возникают многообразные намерения Богоугодные или наоборот. Кого мы любим тому отдаем наше сердце и обратно, того имеем в нашем сердце. Сердце осаждается всем, что входит в душу извне.
Если сердце является центром жизни человека и оказывает влияние на деятельность всех сил души и тела, то ему нужно было бы отдавать власть в управлении жизнью, но если по естеству до грехопадения сердце имело такое значение, то после совершения греха в него вошли страсти и все помутили. Поэтому для христианина должно быть законом содержать сердце под контролем и подвергать его чувства, вкусы и влечения строгой критике. Подвижники же только после того как очистив свое сердце и имея в нем пребывание Святого Духа, руководствовались велениями сердца. Пока страсти в силе, давать волю сердцу это значит обрекаться себя на ошибки в духовной жизни. Рассмотрим же состояние сердца грешника, у него оно к Богу и ко всему духовному находится в онемелом состоянии. Его сердце, будучи страстным всегда наслаждается чувственным и греховным. У грешника нет чувства истины. Чувство истины это удивительная способность без посторонних пособий узнавать истинный порядок вещей, истинные их свойства. Высшие духовные чувства у таких людей заглушены, душевные рассудок и воля расслаблены, низшие свирепствуют со всей своей силой. Все порочное исходит из сердца и проявляется в греховных делах.
Как сказал Святой Макарий Египетский, чистота сердца заключается в чистоте от душевных и телесных греховных страстей. Страсти служат преградой к стяжанию добродетели души и побеждаются добродетелями внешними и внутренними. Чистым сердцем делает соблюдение всех добродетелей, а не одной или двух. А именно смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие, стремление к праведности, Истиннолюбие, милостивость, чистосердечие, терпение. Но даже исполнение всех добродетелей не сможет сделать сердце чистым без сошествия в него Святого Духа.
Для очищения сердца, по словам Святого протоиерея Иоанна Кронштадтского, нужны великие труды и скорби, частые покаянные слезы, непрестанная внутренняя молитва, воздержание, пост, наличие христианских добродетелей, чтение Слова Божьего, Писания и житий Святых. Но главное это частое покаяние и причащение Пречистых Таин, ежедневное самоиспытание, размышления о том каким чистым человек был создан вначале и как вошла в мир скверна греха, о подобии и образе Божиим в нас и о нашей обязанности уподобляться Богу, о искуплении нас бесценной Кровью Сына Божьего, о сыноположении во Христе Иисусе, о заповеди нам быть Святыми на протяжении всей жизни. Размышление о смерти, суде и геене. Другим важнейшим средством к стяжанию чистоты сердца от греховных помыслов и нечистых пожеланий является частое и усердное призывание Святейшего и Сладчайшего Имени Господа нашего Иисуса Христа. В борьбе с грехом нужно иметь, хранить и поддерживать отрицательное и враждебное отношение ко всему нечистому. У христианина всегда должны быть два основных начала подвижничества это самопротивление и самопринуждение.
Нельзя забывать про трезвение, без которого невозможно добиться чистоты сердца. Трезвением является хранение сердца от греховных помыслов. Достигается эта добродетель тяжелым трудом, молитвой, чтением жизнеописаний Святых и страхом Божиим. Необходимо внимать совести в делании добрых дел и хранить её в чистоте. Сила, которая движет желающими очистить свое сердце это ревность о спасении ради славы Имени Божьего, которая достигается посредством смертной памяти, страха Божьего, любви к Богу и желания получить Небесные Блага.
Обычно у человека грешника силы душевные и телесные привыкли ко греховной деятельности. Это врачуется собиранием в сердце всех этих сил и воздействием на них благодати Божьей.
Он предшествует всякой добродетели. Начало премудрости и благочестия это страх Господень. Без страха Божьего никто не может совершить ни чего благого, ибо страхом Господним каждый уклоняется от зла. Страх Божий это дар Бога, о котором нужно Ему молиться.
Имеющие, чистое сердце, по подражанию Богу испытывают безмерное чувство милости и жалости ко всем созданиям Божиим. К чистым сердцем относятся Слова: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Высокое совершенство любви не может быть достигнуто без совершенства чистоты сердца. У людей, сердце которых является чистым, есть стремление к исполнению Заповедей Божиих. Люди нечистой жизни, нередко приходят в себя после общения с такими людьми, раскаиваются и переменяют свою порочную жизнь на добродетельную.
Заповеди блаженства: