Проповедь о Таинстве смерти (№126)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Люди, покаявшиеся, но не успевшие принести достойные плоды покаяния, попадают в ад, не лишаясь надежды на облегчение мук. Таковым умершим Православная Церковь оказывает помощь молитвами, благотворениями и особенно принесением бескровной жертвы, таким образом, очищая их грехи и испрашивая у Бога прощения оных. То, что молитвы за умерших могут изменить загробную участь, подтверждается словами Господа: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:30).
Византийский император Феофил был ярым иконоборцем, за это был наказан Богом страшной и мучительной болезнью. Его жена благочестивая Феодора была тайной почитательницей икон. Во время болезни мужа она увидела во сне Божью Матерь с Пречистым Младенцем на руках, окруженных ангелами и недалеко от Них увидела своего мужа, который подвергался осуждению и негодованию за иконоборчество. Проснувшись, она поведала про свой сон больному мужу, который сознался в своем грехе и раскаялся, осознав, за что ему была послана болезнь. В знак раскаяния, он решил повесить над своей кроватью икону Божьей Матери и взглянув, на Её образ с покаянным чувством тот час получил исцеление. Но в скором времени император скончался, не успев перед Церковью принести плодов достойных покаяния. После смерти супруга императрица Феодора объявила иконопочитание открытым и всем изгнанникам даровала освобождение. Рассказав про все случившееся с мужем Святым Отцам, она упросила их помолиться усердно за своего мужа. Святые Отцы вместе с народом взялись исполнять просьбу. Патриарх Мефодий взял бумагу положил под престол, записав там предварительно всех еретиков, включая царя. После продолжительных молитв, императрица легла спать и ей приснилось, как она стоит у крестного столба и мимо с шумом проходил народ, несущий оружие для казни. Среди народа шел со связанными руками царь Феофил, когда его привели к месту казни, она увидела дивного мужа, сидящего перед образом Христовым, подойдя к нему, она поклонилась и начала со слезами просить освобождение своему мужу. Император был помилован, к Патриарху явился ангел, который засвидетельствовал, что царю простились грехи, а его имя, записанное на листке бумаги для поминовения еретиков, исчезло. Другой пример, в одном монастыре умер заведующий делами по имениям монастыря монах и лицо его по смерти сделалось черно, как уголь. Настоятель монастыря понял по черноте тела состояние души брата, возжалел о нём, созвал всю братию монастыря и приказал молиться Богу и поститься о помиловании души новопреставленного монаха. Через три дня настоятелю было видение, в котором он увидел умилостивленного Спасителя и врага рода человеческого, который не хотел отдавать плененную душу монаха. Но Господь по Своему милосердию и молитвам монахов, помиловал душу умершего монаха и учинил его в числе спасаемых. Настоятель рассказал об увиденном всей братии и все возрадовались, а лицо новопреставленного брата стало постепенно очищаться и сделалось абсолютно чистым, после чего тело было погребено.
Один пресвитер имел обычай мыться в теплицах. В один день, собираясь совершить омовение, он нашел в теплице незнакомого мужчину, готового ему служить. Незнакомец снял с пресвитера сапоги и взял его одежду, когда пресвитер вышел из теплицы тот подал ему полотенце, провожая на службу с великим почтением. И вот однажды пресвитер собираясь идти в теплицу, решил отблагодарить этого человека и подарить ему несколько просфор, но незнакомец вежливо отказался и рассказал, что он когда-то был владельцем этого места и за свои грехи был осужден. Вместо просфор, он попросил помолиться за него Богу, чтобы очистились его грехи и в знак того, что молитва будет услышана Господом, незнакомый человек больше не встретится пресвитеру в этом месте. Окончив говорить, незнакомец сделался невидимым. Каждый день в течение семи дней, возносил пресвитер молитвы и совершал бескровную жертву Богу и возвратившись в теплицу не нашел более незнакомца. Ещё один подобный случай произошел в монастыре Святого Григория Двоеслова, один монах, который знал врачебное искусство, перед смертью признался своему брату, что в тайне от всех хранил у себя три золотых монеты. Узнав об этом, настоятель монастыря очень опечалился, так как по монастырскому уставу каждый не должен иметь своего имущества, но все считалось общим между братией. Святой Григорий приказал сделать следующее, прекратить всякое общение с умирающим монахом, а когда он спросит своего родного брата почему никто к нему не ходит, ответить, что за скрытые им три монеты, он теперь находится один. А когда он умрет, тело его положить не вместе с усопшей братией, а отдельно, и когда будут хоронить его, кинуть три золотые монеты к его телу и сказать, что золото это ему в погибель. При этом настоятель прибавил, что делается это для спасения души умершего и для научения братии, чтобы все убоялись осуждения и не повторяли этот грех. В последствие приказание настоятеля оказало положительное всех влияние. Все им сказанное было исполнено, монах, тяжело болевший, умирал в печали и сожалении о своих грехах, а каждый брат имел отныне страх иметь что либо у себя лишнее. Святому Григорию было открыто Богом, что новопреставленный находится в аду. Настоятель дал повеление совершать бескровную жертву по усопшему и усиленно молиться. После назначенного срока поминаний об новопреставленном, умерший монах явился Святому Григорию рассказав, что его грехи очищены. Из этих сказаний видно, как полезна и необходима помощь за умерших, в особенности бескровная жертва.
При каждом богослужении, которых три – утренняя, литургия и вечерняя, совершается поминовение и живых и усопших. Для поминания усопших в Церкви также отводятся особые дни это суббота. Церковь посвящает сей день в память всех отошедших от земли в загробный мир, поминаются совершенные – Святые и несовершенные, участь которых окончательно не решена. Кроме ежедневных молитв и суббот есть в году дни, преимущественно посвященные для молитв за усопших. Эти дни субботы называются родительскими и разделяются на субботы вселенские, общие и дни поминовения частные или местные. Вселенских суббот пять – мясопустная, Троицкая и субботы второй третей и четвертой недели Великого Поста. К этим субботам Церковь присоединила ещё частные родительские дни для поминовения православных христиан, обычно в такие дни совершаются панихиды. Одни из этих дней назначены поминовения всех православных христиан понедельник или вторник. 29 –го августа поминаются православные воины в день усекновения Главы Иоанна Крестителя. Кроме этих дней Православная Церковь сохраняет благочестивый обычай поминать усопших преимущественно в третий, девятый, двадцатый и сороковой дни, а также по прошествии года в день смерти. Все эти дни выбраны не просто так, а глубоким духовным смыслом. В постановлениях апостольских говорится: «Над умершими да празднуется день третий ради Воскресшего в третий день Спасителя. В девятый день совершается молитва Богу, при ходатайстве девяти ликов Святых Ангелов, о помиловании души. В двадцатый молятся о новопреставленном, по видимости, из-за середины сорока дней. А в сороковой по священной важности этого дня, на протяжении сорока дней продолжался потоп, через это же количество дней Моисей смог приблизиться к Богу, Христос Бог сорок дней постился в пустыне и столько же дней пребыл со своими учениками, уверяя их что это Он.
Суббота мясопустная. Первая вселенская родительская суббота бывает на мясопустной неделе. Установление родительской субботы относится к первым временам христианства. Почему же выбран именно этот день? Во первых, его значение, суббота день покоя и во вторых, значение дня следующего за субботой, т.е. Воскресного дня мясопустной недели, в который совершается воспоминание второго пришествия Христова и страшного суда, а как живые имеют нужду в милости Божьей на страшном суде и предваряют этот суд милостью к умершим. Также чтобы показать, что все мы находимся в теснейшем союзе любви со всеми членами Царства Христова без которой невозможно спасение. В этот день все молятся не только за своих родных и близких, но и вообще за всех православных христиан. По обыкновению, в это время все ходят на кладбище к своим близким для христианского поминовения их.
Суббота Троицкая. Вторая родительская суббота бывает накануне дня Пресвятой Троицы и обычно называется Троицкой субботой. В эту субботу также, как и в субботу мясопустную приносятся молитвы за умерших Богу. Дело великое и необходимое, так как в загробной жизни наши родные и близкие с большой надеждой ожидают нашу молитвенную поддержку.
Кроме поминовения в мясопустную и Троицкую субботы, поминовения совершаются в субботы второй, третьей и четвертой седмиц святой четыредесятницы. Причина установления этих суббот заключается в подвиге, в котором пребывали тогда христиане, а так как по учению Апостола Павла, если пост не будет сопровождаться взаимной любовью, то тогда потеряется его значение, а когда мы совершаем молитву за усопших и подаем милостыню тем самым проявляется наша любовь и забота о ближних. Другая причина появления суббот следующая, в дни святой четыредесятницы нету литургий и чтобы умершие не лишились молитвенного предстательства, в Церкве установлено вместо ежедневных поминовений совершать трижды вселенские в эти три субботы, потому что прочие субботы посвящены другим празднованиям.
В понедельник или во вторник после Пасхи многие люди собираются на кладбище и посещают своих родственников дабы разделить с ними радость Пасхи и как Господь сошел во ад и там возвестил победу над смертью, поэтому и мы собираемся к мёртвым, чтобы праздновать общую радость нашего спасения.
Поминовение православных воинов в субботу Дмитриевскую. Молитвы за воинство за Веру и Отчество убиенных установлено Церковью в 14-ом веке 4 ноября по новому стилю. Установление этой произошло вот по какому поводу. Во время княжения Великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, хан ордынских татар Мамай воздвиг всю орду на землю российскую. Великий князь направился к Сергею Радонежскому за советом идти ли на брань против такого сильного врага. Сергей Радонежский помолясь и получив, вразумление от Бога благословил Дмитрия Донского на защиту Отечества, при этом направив к нему двоих монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябя. После победы над иноземными захватчиками, Великий Князь поспешил к Сергею Радонежскому и совершив поминовение об убиенных войнах, предложил Церкви творить поминовение ежегодно.
Царские панихиды. В 1854 году 21 июня Великий Князь и Царь Иоанн Васильевич по благословению митрополита Макария установил совершать общую панихиду по успошим благоверным князьям, боярам, христолюбивом воинстве, священническом и монашеском чине и по всем православным христианам.
Последние времена будут самыми тяжелыми для Церкви воинствующей, но потом наступит Церковь торжествующая, где не будет уже подвигов и борьбы, но настанет покой и блаженство.
В последние времена будет царствовать зло, в людях будут произрастать такие грехи, как самолюбие, сребролюбие, гордость, непослушание родителям, неблагодарность, неправедность, не примирительность, клева друг на друга, невоздержанность, некротость, предательство, наглость, сластолюбие и прочая скверна.
Антихрист является прямым посланником князя тьмы и будет противиться всякой правде Божьей. Пришествие его будет проявлением всякой лжи и неправды. Сначала он начнет привлекать к себе людей обольстительными словами, затем слуги его покажут великие знамения, чтобы завлечь за собой народ, а также, если возможно прельстить и избранников Божиих. Все кто не поклонятся ему и не примут печать антихриста, будут притесняемы им. Никто не сможет не купить, не продать, если не будет иметь начертание зверя на своем теле. Для укрепления православных христиан Господь пошлет двух пророков, которые будут свидетельствовать об Истине, потом посредством семи язв, которыми будет поражена область антихристова и все имеющие начертание зверя. Совсем окончательно поразит его Своим Пришествием.
Грядет час, когда услышат мертвые глас Божий и услышавши оживут (Ин. 5:25). Вот слова Господа нашего, удостоверяющие действительность всеобщего Воскресения. Про воскресение мертвых сказано ещё ветхозаветными пророками Исайей, Даниилом и Иезикелем. Каждый человек имеет желание жить и смерть вызывает страх и отвращения. Стремление к жизни заложено в нас Самим Творцом и это желание духа, которое рано или поздно исполнится. Подтверждает это утверждение и Апостол Павел, сказав, что потеряв ветхое тело мы приобретем от Бога новое, вечное и более совершенное, а кто Словам Спасителя не верят, тех он называет безумцами.
Несмотря на то, что тело наше после смерти разрушится, но части его не уничтожатся и по воле Божьей воскреснет, будет оно сожжено или съедено зверями. Все воскреснут в одном равном возрасте и состоянии, с одним только различием земной жизни и дел. Воскресшие тела соединятся со своими душами и не разлучается уже никогда. Если не будем совершать в этой жизни добровольных трудов, посильных само изнурений и вообще добрых дел по Евангельским Заповедям, то в будущей будем жалеть о соделанном. По мере нравственного преуспеяния будут обновлены и прославлены тела наши в будущей жизни, какова была душа, такое будет и тело, а тело грешного человека будет ему не на радость, но на муки вечные. Ненасытная страсть к роскоши, которую мы воспитали в себе, будет терзать и душу и тело.
Подобно созданию новых тел, будет создана новая земля, а вся скверна и все нечистое будут истреблены. Новая земля уже не будет страною проклятья, плача, скорбей и грехов. Мир Божий будет прекрасен. Никакие страдания земные не могут значить что нибудь в сравнении со славой будущего века. Нераскаянный грешник смотрит на смерть со страхом, когда человек верующий и исполняющий Заповеди Божии знает, что если и умрет оживет. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25-26).
Некоторые люди думают, что второе и страшное пришествие Христово выдумка и считая что это детская сказка, продолжают вести греховную жизнь. Но лживы часто бывают слова и обещания человека, но не Бога. Господь ждёт, когда грешники изменятся и придут к покаянию. Неизвестно в какое время и в каком месте появится Господь, но известно, что перед страшным судом, будет много ужасных скорбей, которых не знал еще мир. Этот страшный временной отрезок будет сокращен ради избранных и будет не продолжительным. За этим последует всеобщее изменение законов природы, новое устроение мира. Перед пришествием Спасителя, на небе появится крест, как напоминание того, что Господь принял позорную смерть и страшное мучение за спасение людей. Сын Божий явится в сопровождении многочисленных ангелов. Каждый ответит за свои дела и праведные и грешные получат по заслугам своим. Об пришествии Господа и страшном суде сказано не только в Новом Завете, но и Ветхом, так ещё ветхозаветный пророк Енох предвещал: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. 1:14).
Все люди в день страшного суда предстанут перед Богом и каждый отдаст отчёт за свою жизнь. В этот день будет бесполезно принесение покаяния и молитв, все это не будет иметь никакой силы. Ни одна мысль, слово или дело не скроется от Творца и Небесных Сил, за все человек будет держать ответ и по заслугам своим получит воздаяние.
Первое пришествие Христово было в смирении, нищете, кротости, долготерпении, а второе будет страшным и Божественной Славе. В первом пришел тихо, а во втором воссияет яко молния, которая на востоке блистает и является на западе. Придет Он не страдать, а судить нас и воздать всем по делам их. Смотреть Господь будет не на статус и чин, а на дела, не на лица, а на сердце. Часто бывает, что один человек перед остальными свят, а перед Богом порочен. Таковым будет пришествие Господа нашего, подготовимся же к этому с усердием и со вниманием.