Слово на Святое Христово Воскресение Епископа Кипрского Епифания
Дорожка 1
После Воскресения Господа Адам был поднят в Царство Небесное, Ева получила избавление от клятвы, темницы ада опустели, враги Христовы приняли поражение, миру явилось благолепие и каждому существу была дарована радость. Вся тварь в Господе нашем Иисусе Христе обновляется Воскресением и весь мир через Него соделывается новым. Пасха является верхом и главой всех праздников. Сей день благославлён и освящён Богом, поскольку он почил от дел своих, окончив спасение земных и вместе преисподних. В этот Великий Праздник Христос прекратил обряды служения идолам, упразднил силу супротивного, лишил нечистых духов празднеств и торжеств, уничтожил жало смерти, уязвлявшее людей, даровал Своему творению новое постановление и законы. В этот день Господь исполнил все пророчества
В древние времена для спасения народа был послан от Бога законодатель Моисей как образ закона, для спасения рода нашего сошел с Небес Сам Господь. Размышляя о таком Великом Празднике, рассмотрим все, что говорили об этом дне Моисей и другие пророки для того, чтобы убедиться в истине Воскресения, т.к. завеса неверия у всех перед глазами. Существуют прообразы восстаний из мертвых и воскрешений из Ветхого Завета, один из самых известных это кит Ионы, из которого Пророк спасся и оказался на суше по прошествии трёх дней или львиный ров Даниила также служивший прообразованием гроба Спасителя из которого Воскресший Господь вышел живым, избегший ярости львов ада и смерти. С помощью сих прообразов делается возможным изобличать иудеев, защищая страдания и мучения Христовы.
Если хотим, чтобы Празднование Пасхи было угодно Господу, необходимо соединиться с Церковью в Молитве к Богу и заботиться о помощи нуждающимся. Будем же сострадательными к братьям нашим, поспешим им оказать помощь посредствам своих стяжаний, благотворений и молитв наших перед Богом.
Соборная Молитва является очень сильным оружием. Обратимся к Словам Христовым "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф.18:19-20). Никто не должен говорить, что грешников Бог не послушает, Он особенно внемлет Молитвам преимущественно тех, кто ради Его Имени трудятся. Их молитвы он услышит тотчас.
Слово на Святое Христово Воскресение Епископа Кипрского Епифания
Дорожка 2
В день светлого Христова Воскресения возрадуемся о безмерной любви Божией к человеку, ибо смерть которой должно было подвергнуто все человечество Христос разрушил Своей смертью. Цена нашего спасения очень высока, т.к. Господь отдал за душу Душу Свою за тело Тело Свое. Когда такое было, что праведник умирал за неправедных, отец за сына или сын за отца, но Бог делает это для нас. Нечестивые иудеи умертвили Того, Кто воскрешал мертвецов, исцелял болящих, отверзал очи слепых, утвердил вселенную. Какая была совершена дерзость! Ангелы и Силы Небесные увидев страдания Христовы изумились и ужаснулись, а все творение Божие в удивлении задумалось, что бы обозначало это новое Таинство. Никогда такого не видел мир, чтобы судья осуждался и молчал, на невидимого смотрели, и он не скрывался, схватывали необъятного, и он благодушно смотрел, неизмеренного измеряли и он не противился, бесстрастный страдал и не воздавал, бессмертный умирал. Цель это всего заключается в спасении рода человеческого. Вследствие сих Великих Событий смерть была упразднена, а ад опустел. Исполнились Слова Писания: «Яко сокрушив врата медные и двери железные сломил» (Пс.106:16).
Беседа на слова «Свет во тьме светится и тьма Его не объят» (Ин. 1:5) св. Иоанна Златоустого Патриарха Константинопольского
Дорожка 3
Тьмою Святитель называет смерть и заблуждение. А свет проповедью Евангельскую, которая светит среди мрака ересей и их рассеивает. Поскольку ничто не смогло преодолеть его, поэтому Евангелист говорит «И тьма Его не объят» (Ин. 1:5). Свет не любит обитать в душах, не желающих просвещения, т.к. Бог приближается к нам в соответствии с нашим желанием и благорасположением. Если хотим получить духовное наслаждение, то впустим этот Свет в себя. Но чтобы Он постоянно обитал в нас, необходима чистая жизнь. «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет»: говорит Спаситель (Ин. 14:23). Для тех, кто желает обрести эту чистоту необходимо хранить сердце в от всякой страсти, ибо грех есть тьма и тьма глубокая. Человек, живущий во грехах теряет связь с реальностью, перестает различать все доброе и злое, зачастую путает их, живет в постоянном страхе и теряет дерзновение перед Богом, чувствуя угрызение совести. Будем же избегать такой мучительной жизни, потому что после такой муки настанет еще и смерть бессмертная.
Господь и Апостолы наставляют нас всегда бодрствовать, т.е. быть внимательным к своей духовной жизни. Люди, которые следую этому наставлению, если и увлеклись грехом, то быстро избавляются от него, а остальные напротив же не чувствуют какую власть над ними имеет грех. Всегда нужно помнить о том, что Бог видит все наши дела.
Беседа на слова «И видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин. 1:14) св. Иоанна Златоустого Патриарха Константинопольского
Дорожка 4
Мы бы не увидели Славу Господа, если бы Он не явился к нам в человеческом теле. Что же значит выражение «И видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца». Многие из Пророков были прославляемы Богом, например Моисей, Илия, Елисей и другие, которые совершали великие чудеса. Облечены славою и ангелы, которые являлись людям и открывали блистательность своего существа. Но Иоанн Златоуст восхваляет славу и знамения, которые были при земной жизни Господа. В Рождестве Христовом явилось чудо в виде звезды, сопровождавшей волхвов до места нахождения Спасителя, сонм ангелов снизошли на землю для служения Ему и Его прославления. В тоже время явились другие провозвестники Христовы. Вспомним также Благовествование Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии о Рождении Мессии. Таковы обстоятельства были только при самом Рождении Иисуса Христа, когда же Он явил Себя миру, то открылись еще большие знамения. Уже не звезда и небо, не Архангелы и Ангелы, но Сам Бог Отец и со гласом Отца сошедший на Иисуса Дух Святой свидетельствовали о Нём. Всё и везде возвещало, что пришел Царь Небес и даже нечистая сила..
Ценится телесное здравие, но гораздо важнее духовное. Человеческое тело без особого сопротивления всюду водится мановением Создателя, напротив душа свободна в своих действиях и не всегда покоряется Богу. Он не хочет насильно сделать душу добродетельною и святою, т.к. где отсутствует произволение там нет и добродетели. Надо стараться убедить душу, дабы по свободной воле она сделалась доброю. Поэтому врачевание души гораздо тяжелее исцеления тела.
Господь ждёт каждую душу и ищущим Его, возводит на вершину добродетели, как например, мытарь сделался апостолом, гонитель явился проповедником, волхвы оказались учителями иудеев, разбойник стал жителем рая, блудница прославилась величием своей веры, а также множество других грешников присоединялись с сонму учеников Христовых.
Слово на Святую Пасху св. Иоанна Златоустого Патриарха Константинопольского
Дорожка 5
В этот день Господь наш Иисус Христос побеждает смерть и отныне она не предоставляет роду человеческому угрозы. Само значение смерти изменено, ибо называется уже успокоением и сном. Прежде Пришествия Сыны Божьего трепетали все перед ней, т.к. являлась не просто окончанием человеческой жизни, а самими адскими муками. После Воскресения Христова явилось Милосердие Божие к нам грешным: рассеяно лукавство темных духов, все мы получили надежду на воздаяния в жизни вечной и можем вести поистине ангельскую жизни в плоти.
Чем победил нас лукавый, тем и побеждает его Христос. Дева, древо и смерть были оружиями нашего поражения. Ева поддалась искушению, древом было древо познание добра и зла, смертью было наказание Адаму и Еве за непослушание. Потом же они сделались инструментами победы – вместо Ева - Мария, вместо древа познания добра и зла - древо креста, вместо смерти Адама - смерть Господа. Та смерть подвергла осуждению всех живущих и после Адама, а смерть Христа воскресила всех живших и прежде Него. По всей вселенной наступила радость и веселие о спасении рода человеческого.
В Пасху пусть никто не скорбит по причине своей бедности, потому что это праздник духовный, а богатые не превозносятся богатством, т.к. от богатства мера радости в этот день не увеличится. Всякое неравенство здесь уничтожено. В Воскресение Христово не станем предаваться пьянству и объедению, постараемся быть благодарными Богу за Его Милости и Щедроты, а благодарность эта заключается в соблюдении Его Заповедей. После окончания поста необходимо стараться довольствоваться умеренным, т.е. доставлять и душе и телу столько сколько нужно.
Беседа св. Иоанна Златоустого на трехдневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа
Дорожка 6
Господь был пригвожден ко кресту и все страдания с терпением кротко перенес, показывая нам пример. И мы, следуя за Ним должны доблестно переносить угрозы дурных людей. Вися на Кресте Господь сотворил Великие Дела для того чтобы вразумить безбожников и отнять у них повод к неверию и предположения о том, что распяли простого человека. Христос снизошел до того, что был распят и поднят на воздух, чтобы прогнать, находящихся в воздухе нечистых духов. Он был повешен на древе, чтобы исцелить древний, через древо приросший к людям грех, а также был пронзён копьем из-за жены, взятой из Адамова ребра. Так как змей прельстил Еву, а она склонила Адама к греху, приговор был принят в отношении их обоих и с тех пор начала свое царствование смерть. Поэтому ранится Бог для того, чтобы мы поняли, что страдание Господа принесло спасение не только мужчинам, но и женщинам. Поскольку Ева была прельщена и совершила преступление, то по пророчеству, спастись она должна была через чадородие, то есть через чадородие Марии. Поэтому и поражается ребро Христово, чтобы было устроено предреченное и возвещено таинство крещения и воссияла грядущая благодать. Кровь и вода истекает из ребра Христова для истребления первого греха и для очищения Его кровью в жизнь вечную. И вот на Голгофе, раскаявшемуся разбойнику нужно крещение, т.к. без этого ему нельзя было войти в Царство Небесное, но для этого нет удобных обстоятельств. Какое чудо совершает Господь, Он источает из пронзенного ребра Своего воду и кровь, чтобы освободить разбойника и показать, что Его кровь соделалась выкупом для тех, кто возлагает на Него свои надежды.
Беседа св. Иоанна Златоустого на слова «Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отче, Той исповеда» (Ин.1:18)
Дорожка 7
Бог хочет, чтобы мы не только слушали и читали Священное Писание, но делали это с разумением. К чтению писания нужно подходить с большою осмотрительностью. Кто станет слушать, что говорится в нём без рассуждения и все принимать так как сказано буквально, такой может предполагать много нелепого о Боге. Кто будет вникать в глубину смысла, тот избежит таких неправильных предположений.
Итак, почему же Иоанн сказал: «Бога никтоже виде нигдеже» ? Он показывает, что Господь открывался в разных явлениях праведникам по Своей милости, но никто из них не видел самого Божественного Существа, т.к. если бы они видели самое естество, то видели бы Его не различным образом. Оно просто, необразно, несложно, неописанно, не сидит, не стоит, не ходит, всё это свойственно только телам, но как Бог существует, это знает лишь Господь. Он и говорит: «ни Отца кто знает, токмо Сын» (Мф. 11:27), т.е. никто не знает Отца, так как Сын. Все мы знаем Бога, но каков Он в Своем Существе никто не знает, только Один Рожденный от Него.
«Сый в лоне Отче» пребывание в лоне означает гораздо более, нежели видение, поэтому Евангелист упоминает о «лоне» этим словом изъясняя нам всё: сродство, единство существа Отца и Сына.
Слово во вторник Светлой Седмицы Блаженного Августина.
Дорожка 8
Наша вера во Воскресение Господа нашего отличается от веры язычников. Если спросим у иудея, верит ли он в то что Христа распяли, он даст положительный ответ, но если задать вопрос ему о том, воскрес ли Сын Божий, услышим то, что не совпадает с верой православного человека.
Верует в Бога, даже нечистая сила. Еще до Воскресения Христова взывал бес и говорил: «Вем Тя Кто еси Святый Боже» (Мк. 1:24). Почему ему приказывает Господь: «Умолчи» ? (Мк. 1:25), а Петру, который сказал: «Ты еси Христос Сын Бога Живаго (Мф. 16:16), Господь отвечает совершенно иначе: «Блажен еси» (Мф. 16:17). Что различало их, то пускай отличает и нас. Именно страх заставлял так сильно вопить темных духов, Апостола Петра же наставила любовь. Апостол Иаков говорит: «Ты веруешь, яко Бог един есть, добре твориши и злые силы веруют и трепещут» (Послания Иакова 2:19). Этот же апостол пишет: «Какая польза братия моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать, егда может вера спасти его?», т.е. в нашей жизни для достижения спасения необходимо дела прилагать к вере.
9. Слово на Святую Пасху Святителя Прокла Архиепископа Константинопольского
Дорожка 9
Апостол Иоанн Богослов был одним из любимых учеников Христовых, которому были открыты Великие Тайны. Евангелист Иоанн раскрывает Одну из них всем нам: «В начале было Слово» (Ин. 1:1), вот безначальность ипостаси Сына, Его отношение к Отцу и это есть крепчайшее основание нашей веры. «И Слово бе к Богу» это нераздельность естества. «И Бог бе Слово» открывает неизменяемость сущности. «Сей бе искани к Богу» показывает нам сопресущность с Отцом. «Ся Тем быша» это самовластие творческое. Все через Слово произошло, Небо Его творение, земля Божье создание, море произведение Господа, Им воздух распрострёт и свет явлен из ничего.
Совершилось ли от начала веков подобное тому, что теперь мы созерцаем очами веры!? Представлял ли ум что ныне даровано нашим Господом всему миру. Конечно нет, никогда не было такого, чтобы нечистая сила была посрамлена на древе, крест избавлял тварь от проклятия, никогда цена искупления всего мира не полагалась в тридцать серебряников и страдание невинного непричастного к греху не были очищением грехов всего человечества
Своим Рождением Богочеловек Христос в первом случае утвердил нашу веру в то, что Он человек, а во втором Своей властью над смертью показал, что Он и есть Бог. И Агнец взявши грехи мира никогда не был бы заклан, если бы Бог не восприял образа раба и Создатель непостижимым для нас образом не облекся бы в естество Своего творения так, чтобы плоть Его послужила источником жизни. Кровь ценою искупления, дух печатью даров Духа Святого. Небо стало новым, потому что нисшедшей с Неба прославил его Своим вознесением, преобразовалась и земля, т.к. была освящена Рождеством Сына Божьего.
Поучение на Воскресение Христово Святого Дмитрия Митрополита Ростовского
Дорожка 10
Во время страдания Господа нашего, люди видели Его бесславным и обесчещенным, как говорил о Нем Исайя: Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему Он был презрен и умален пред людьми (Ис.53:2-3). В день Воскресения Христова видим славу Сына Божьего, славу, как Единородного от Отца, полную благодати и истины (Ин.1:14). В то время многие проходящие мимо смеялись над Ним, а ныне о Его пресвятом имени кланяется всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:10).
Путь к вечной славе и чести лежит через многие страдания и как достичь этого пример нам преподнёс сам Начальник жизни нашей Христос. Вспомним жизнь блаженного Иосифа. Бог, устраивая в Египте сего мужа и ведя его к венцу и власти, какой послал ему путь к той чести и славе? Поистине терновый, тесный и скорбный. Он послал ему неожиданную напасть, мрачную темницу, тяжкие оковы, наготу, голод и скудость в самом потребном. Только после долговременного страдания освободил его царь, сделал его хозяином своего богатства. Жесток был путь к царским почестям!
Слово на Святую Пасху Святого Прокла Архиепископа Константинопольского
Дорожка 11
Торжество Пасхи содержит в себе таинства древние и новые. Радуются этому дню не только люди на земле, но и горние силы празднуют с нами Воскрешение Христа. Радость, которой исполнил нас через Воскресение Господь так обильно, что мы не только празднуем, но и получаем от страдания спасение, от смерти бессмертие, от язвы врачевание и от падения восстание. В древние времена торжество Пасхи по закону было тайно совершено в Египте и символом этого таинства было заклание агнца, теперь по Евангелию мы духовно совершаем Пасху в торжестве Воскресения и здесь же приводится Сам Христос вместо овцы пастырь добрый, положивший душу Свою за овцы (Ин. 10:11). Там значение крови послужила предохранительным средством для всего народа, здесь честная Кровь Христова изливается для спасения всего мира и оставления человеческих грехов. Многие примеры из жизни иудейского народа даны нам как образы для наставления нам, достигших последних веков. Иудеи очевидно заблуждались, не понимая Истины «аще быша разумели, не быша Господа славы распяли»: говорит Апосто Павел (1 Кор. 2:8). Они несчастные не понимали, что пророчества продолжаются до тех пор, пока не явилась Сама Истина.
Слово на Святую Пасху Святого Иоанна Златоустого
Дорожка 12
По словам Святителя, иудеи празднуют пасху земную, отвергнув небесную, мы же, празднуя пасху небесную, оставили земную. Пасху, которую празднуем мы, является причиной спасения всех людей, начиная с первозданного человека, который во всех нас сохраняется и остается живым. Пасха по переводу значит прохождение, - когда губитель, избивая первенцев, не заходя в дома евреев. Мимо нас губитель действительно прошел, так как он оставляет нас навсегда, воздвигаемых Христом к вечной жизни. Таким образом, установление ветхозаветной пасхи следует рассматривать духовно и созерцать верою сообразно с апостольскими толкованиями.
Когда Бог вознамерился навести десятую казнь на египтян, а заключалась она в положении первенцев, то Он сказал Моисею: "месяц сей да будет у вас началом месяцев" (Исх. 12:2), т.е. этот месяц является началом года. Какое значение должно придавать тому обстоятельству, что начало года приурочивается ко времени, когда совершилась Пасха? Очевидно то, что и для нас истинная пасхальная жертва является началом вечной жизни. В самом деле, год есть символ вечности, потому что, делая круг, он всегда вращается в самом себе и не останавливается ни на каком конце. И Отец будущего века, Христос, жертва за нас принесенная, делая всю нашу прежнюю жизнь стоящею вне времени, дает через купель возрождения начало другой жизни, по подобию своей смерти и воскресения. Соответственно каждый, зная принесенную за него в жертву Пасху, должен считать началом своей жизни то время, с которого Христос сделался жертвой за грех и познав это, должен стремиться получить начало новой жизни и более не возвращаться к прежней.
Слово на Святую Пасху Святого Иоанна Златоустого
Дорожка 13
В Ветхом Завете мы вспоминаем событие, которое заключалось в помазании кровью знака на домах. Зачем Бог дал такие повеления? Почему делалось заклание жертвенных животных для спасения первородных? Без сомнения, Бог и без знаков знал дома евреев. Смысл данного прообраза состоит в следующем. Неправедность наша уничтожается праведностью Христа, других средств не было. Ради пролитой за нас крови Господа нашего Иисуса Христа мы получаем Святого Духа. Если же соединяются вместе и кровь и Дух, то таким образом мы преграждаем доступ для нас смерти. Доступ же смерти через два пути: первый – изнеженность (объядение, пьянство и страсть к плотскому общению), второй - жестокая грубость (гнев и разные виды себялюбия). Принимая образ страдания Христа, облекаемся святостью Христа, – не предаваясь удовольствиям, и не ожесточаясь гневом. Приступать к принятию Божественного тела без подготовки нельзя, подготовкой являются доброй дела. "Вера, –без дел мертва» (Иак. 2:20). Вследствие этого, нерадивые подвергаются скорбям для пользы, чтобы и они стали участниками святости. Любовь к плотским удовольствиям рождает бездеятельность относительно духовных дел.
Слово на Святую Пасху Святого Иоанна Златоустого
Дорожка 14
Как правильно подготовить себя к приобщению святыни, какую жизнь проводить после того, как сделаешься причастником? Во первых, для этого необходимо обрезание духовное. Обрезание плотское не является полезным само по себе, потому что нисколько не лучше человеку от обрезания сравнительно с необрезанным. Истинное обрезание - кто обрезан сердцем угоден Богу. Духовное обрезание обозначает оставление греховного образа жизни и вступление на стезю Заповедей Христовых. Тот, кто не оставляет плотского образа жизни, тот не достигнет общения со Христом. Во вторых, следует стать «духовным путешественником», т.е. преследовать не земные блага, а духовные. Иметь утверждение души в Боге, не колебаться в скорбях, быть твердым. В-третьих, как говорит святитель Иоанн Златоуст, после принятия божественной пищи следует воздерживаться от мирских забот и занятий и заботиться о том, что относится к Богу и пользе души.
Слово на Святую Пасху Святого Иоанна Златоустого
Дорожка 15
В этой проповеди святитель Иоанн Златоуст рассматривает некоторые ветхозаветные события в духовных образах. Египет угнетал иудеев - символ мирового мучения, которое одолевает род человеческий, отпавший от божественного блаженства, трудящийся над земными делами. Бог хочет освободить людей от этого рабства как некогда, сынов Израилевых. Но требуется добровольное обращение отпавших и Бог посылает сначала Своих рабов для увещевания. Призывы Моисея к служению Богу, 9 казней, смерть первенцев, выход Израиля, жертва агнца. Агнец для нас Христос. Он переселяет и возводит на небо тех, кто следует за ним покорно и послушно, кто более не боятся «Фараона» в виде земных страданий и не остаются в зависимости у мира через то малое удовольствие, образ которого имели израильтяне при ядении мяса с горькими травами, находясь в Египте. Мирские блага хитро сплетены из нескончаемых мирских забот и плотских удовольствий. Когда человек уходит от мирской жизни и начинает жизнь духовную, то для него начинается истинная жизнь.
Поучение на преславный день Воскресения Христова. Из древнего сборника (XVII в.) – «Статир»
Дорожка 16
В этой проповеди прославляется день Воскресения Христова. Ад умертвен, смерть погублена, темные силы попраны, лукавый связан, узники освободились и всем праведным даровано Царство Небесное. Этот день светел и велик. Господь сошел в преисподнюю, смирил лукавого, разрушил державу его. Обратился к его узникам, повелел выйти из тьмы, разрешил от уз. Воскорбел ад, увидев всесильного Бога. Смертью Христовой жало смерти притупилось, воскресением Христовым ад разорился. Господь восстает из мертвых, праведников веселие, аду поражение. Мы христиане празднуем этот светлый и преславный день, в который обновилось наше естество, явилось нетление и бессмертие. Восславим Господа нашего Иисуса Христа, победившего смерть, дарующего жизнь и просвещение язычникам. В этот день оставим все обиды друг другу, окажем ближнему милость. Господь умер и воскрес, дабы нас оживить и с Собою воскресить. Христос воскресе! Двери рая открылись, покаявшийся разбойник первым гражданином рая сделался.
Слово на Святую Пасху Святого Иоанна Златоустого
Дорожка 17
В этой проповеди святителем Иоанном Златоустым раскрываются глубокие тайны Писания, проникая в действительный смысл того, что облечено в предложенные здесь образы: почему пасхальный месяц является началом месяцев, Кто такой совершенный Агнец, приносимый в жертву, кто такой сосед и принимаемый ближний, почему едят мясо ночью и только печеным, а не вареным, почему едят голову с ногами и внутренностями, чем являются горькие травы, с которыми едят мясо, почему его ели ночью, какие чресла должны быть подпоясаны, что это за сапоги на ногах, что означает пасха Господня, и почему кровь для тех домов, на которых она будет и прочее будет раскрыто в этой проповеди.
Беседа в день Воскресения Господа Спасителя нашего. Святого Иакова Саруга
Дорожка 18
Святой Иакова Саруга в этой беседе восхваляет день Воскресения Христова. «Это – великий праздник, венец и слава всех остальных праздников.»: так говорит святой об этом светлом Празднике. Скорбь охватила противников Истины, а радость возсияла на стороне правых. Фарисеи приказали запечатать гроб Господень и приставить к нему камень, но Спаситель вышел, оставив гроб запечатанным, чему удивились стражники, поставленные охранять. Услышав это чудо, распинатели Христовы ощутили свое ничтожество и ничего не придумали, как заплатить охранникам, дабы те не поведали народу правду. Однако, напрасно распинатели потрудились над попыткой затмить истину- их замысел провалился, а деньги потрачены впустую. Итак, свет возобладал и мрак должен был уступить.
Слово на Святое Воскресение Христово. Святого Димитрия, митрополита Ростовского
Дорожка 19
Страсти ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь (Пс. 11:6). Почему в Писании сказано, что Господь воскресает ради нищих? В этой проповеди святой Димитрий, митрополит Ростовский дает ответ. Человек получает от Бога разные богатства: душевные, такие как: смирение, доброта, совесть. Телесные: сложение тела, здоровье и материальное благополучие. В противоположность этому являются три вида нищеты: душевная, телесная и материальная.
Может ли богатый человек спастись, только ли нищий ? Не всякий нищий свят, не всякий богатый неправеден. Господь смотрит на человеческое сердце, на его намерение. Любит ли человек Бога, а не земное, ведь и в нищете человек может возроптать и этим разгневать Господа, а богатый своими материальными благами сделать много добра ближним и заслужить милость от Господа нашего Иисуса Христа.
Слово в неделю Пасхи епископа Илии Минятия
Дорожка 20
После изгнания Адама из рая, открылись врата ада и над несчастным человеческим родом, как тиран, воцарилась смерть. Человеку пришлось расплачиваться ценою своей жизни за совершенный грех. Но так как Адам согрешил первым, то и по справедливости было бы ему испить эту горькую чашу под названием смерть. Однако, раньше всех умер праведный и невинный Авель, убитый завистливым братом Каином. Справедливо ли это? Царство может пребывать вечно, если в нем царит справедливость и начало его твердо. И напротив, царство шатко, когда в основу его заложено совершенно противоположное. Обратим внимание на промысел Божий, действуемый в такое сложное для человечества время. Господь попускает, чтобы первым умер человек, не заслуживающий смерти – Авель и причем неестественной, насильственной смертью. Таким образом, царство смерти положило начало своего царствования на несправедливости и потому оказалось шатким и кратковременным. Как сказал Афанасий Великий: «Если бы Адам умер первым, смерть имела бы твердое основание, ибо первым унесла согрешившего. Но так как она первым приняла несправедливо убитого, то начало царства её началось на несправедливости, вследствие шатко и слабо». Однако, Господь низложил тирана после трехдневного Своего славного Воскресения. Отныне человеческий род уже не пленник .
Слово в светоносный день воскресения Христа и Бога нашего. Блаженнейшего Герасима Паллады, патриарха Александрийского
Дорожка 21
В этот день Господь сошел в глубины ада, низложил духов злобы, освободил души пребывавших там людей. Отныне грех больше не торжествует, какую же радость и веселие ощущает в себе каждая благочестивая душа. День воскресения Христова радость для каждого христианина, однако как же правильно радоваться в этот Великий Праздник? Радоваться нужно, не радостью чувственной, как веселятся люди заблудшие, а радостью духовной. Духовная радость это славословия, благодарения, песнопения Церкви. Это прилично для христиан, а пьянство, смехотворства, праздные разговоры, пляски не угодны Богу.
Слово в День Пасхи. Из древле-отеческого сборника
Дорожка 22
Исчезла тьма, и воссияло Солнце правды. Бог благоволил примириться с нами через смерть Сына Своего, отныне перед нами открыты двери рая и мы приняты в усыновление Божие. Возвратилось к нам состояние, в котором мы созданы. Ещё вчера было помрачено солнце и вся тварь, в день же Воскресения Христова повсюду блистает луч духовной радости. Что Ему воздадим? Будем иметь благодарное сердце – Господу это приятно, яко кадило благовонное. Не создадим сами себе препятствие к духовным дарам, так как душа нераскаянная, душа наполненная страстями, не может чувствовать радости спасения. Господь ради нас сошел на землю, станем и мы снисходительными и великодушными по отношению к нашим ближним. Сын Божий перенес ради нас терпеливо все нужды, отнесемся и мы с терпением ко всем затруднениям в делании добродетелей. Господь испил горькую чашу страданий, претерпим и мы лишиния и скорби в жизни нашей. Спаситель восстал из мертвых, восстанем и мы от грехов и духовного сна.
Слово на Святое Воскресение Христово святителя Григория Богослова
Дорожка 23
Пасха! Господня Пасха! Торжество торжеств! Бог всегда был, есть и будет. Он сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Бог в некоей степени проявляет Себя человеку неведомым и как бы неуловимым образом, что по мнению святителя, делается Им для привлечения к Себе и через удивление побуждает к желанию человека очиститься, сделаться более совершенным для богоподобия. Божество беспредельно и неудобосозерцаемо. И так как для Благости не было довольно заниматься созерцанием самой Себя, то Ему было угодно чтобы число облагодетельствованных было как можно большее. Итак, появился ангельский мир. Первое создание было угодно Богу и Он создает другой мир – материальный и видимый. Этим Бог показал, что Он силен сотворить не только сродное, но и совершенно чуждое Себе естество. Но ещё не было сочетания противоположного: невидимой и видимой природы. И вот Бог создает человека. Дух в нем ради благодати, а плоть, чтобы страдать и через это учиться насколько он одарен величием. Здесь человек как бы приготовляется, через стремление к Богу достигает обожения и переселяется в другой мир. Бог поставил первозданного человека в рай, дал ему свободу и закон для упражнения свободы: древа познания не касаться. Сие древо было посаженно не злонамеренно, а наоборот было хорошо для употребляющих благовременно, так как по мнению святителя, древо это было созерцание, к которому безопасно приступать могут только обладающие опытом. После грехопадения, человек вразумлялся различными способами: словом, Законом, Пророками, благодеяниями, различными наказаниями, но так как человечество глубоко пало в грехи, вовлечено даже в идолопоклонничество и беззаконное кровопролитие, надлежало опять привести в первобытное состояние и для этого стало необходимо сильнейшее средство: сошествие Сына Божьего, Который принес миру Евангелие и Свою жертву. Евангелие становится гораздо труднее и тягостнее законных постановлений. Если закон возбраняет совершение грехов, а нам обращаются в вину и причины, почти как действия. Например, закон говорит: ««не прелюбодействуй» (Мф.5:27). А нам христианам нельзя иметь и вожделения, то есть не возжигать страсти любопытным воззрением. Или сказано: «не убивай», а нельзя не только убивать, но и желать зла кому-либо в сердце своем. Какой же совет для желающих спастись? Причащаться и твердо стоять в выполнении Заповедей Божиих. Господь за нас пролил Свою кровь и освободил от власти лукавого.
Некоторые соблазняются и не понимают почему Господь претерпевал земные скорби, почему Он был послан и предан. В Господе два естества, поэтому, Он утомлялся, и алкал, и жаждал по закону телесной природы. Под понятием «был послан» следует воспринимать благоволение Отца, к Которому Он относит Свои дела. Почему Господу пришлось претерпеть такую мученическую смерть? Так как Он добровольно отдал Себя на страдания и был воскрешен Отцом и вознесен (Деян.3:15, 1:11), но написано также, что Он Сам себя воскресил и восшел опять на небо(1Сол.4:14; Еф.4:10) – первое по благоволению, второе по власти.
Итак, мы получили бытие, чтобы благоденствовать. Нам дана была заповедь, чтобы, сохранив ее, заслужить славу, нам вверен был рай, чтоб насладиться, однако человеческий род преступил закон и возымели нужду в Боге воплотившемся, чтобы нам ожить.
Слово святого Григория Нисского о Воскресении
Дорожка 24
Светлое Христово Воскресение причина того, что все тела, которые по рождении уничтожило тление, воскреснут во мгновение ока. Однако люди с недоверием относятся к этому чудо и так как сей предмет сроден настоящему празднику, святитель в этой проповеди объяснит ясные вещи.
Господь создал человека и назначил его царем твари поднебесной. Неужели только для того, чтобы человек, появившись на свет, впоследствии совершенно исчез!? Эти мысли сродне детским поступкам, когда ребенок с большим тщанием строит себе домик, но вскоре потом сам же разрушает, так как не руководствуется никаким разумным смыслом. Учение веры говорит нам, что первый человек был сотворен бессмертным, но преступив заповедь, был лишен бессмертия из-за своих грехов. Однако, Господь направил все к тому, чтобы восстановить падшего человека в прежнее состояние. Люди думающие, что воскресение невозможно, переносят свою немощь на всемогущее величие. Мысль человеческая не в состоянии постигнуть действенную силу Божию, поелику в противном случае не был бы совершеннее нас Тот, Кто совершеннее.