Жития святых. Православный календарь на сентябрь, 1 декада
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Даты в скобках указаны по старому стилю
Дорожка 23
Дорожка 1
Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы, икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому, который перенёс её в Москву.
Дорожка 2
Чему поучает нас нынешний праздник в честь Донской иконы Божией Матери? Тому, во-первых, чтобы никогда не терять веры на спасение Отечества, каким бы искушениям и бедствиям судьбам Всевышнего ни угодно было подвергнуть его. Поучает, во-вторых, всех нас силе усердных молитв пред Богом, а особенно молитв святых за нас - без молитв земных не были бы услышаны и молитвы небесные.
Дорожка 3
Мученик Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках. Однажды правитель послал его во главе войска против неприятеля. Сам святой Андрей еще не принимал Крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что только Господь Иисус Христос сможет им помочь выстоять против войска, превышающего их во множество раз. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Завистники донесли правителю, что Андрей - христианин, обративший в свою веру подчиненных воинов. За исповедание веры святого и его отряд казнили, а на месте казни истек целебный источник.
Дорожка 4
Исполняя, в смирении сердца все Заповеди евангельские и церковные, человек сподобляется милости Божией и прощения грехов, его посещает благодать Божия и спасает его, если он не противится ей своими худыми делами.
Дорожка 5
Святитель Питирим, епископ Великопермский, был избран и посвящен на Пермскую кафедру. Стал известен как составитель канона святителю Алексию, Митрополиту Московскому. Занимался установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами. Многие язычники, поняв истину проповеди святителя Питирима, начали принимать Крещение. Из-за этого Святитель Питирим был убит предводителем вогулов.
Дорожка 6
Пророк Самуил возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было первое откровение от Бога. Был последним судьей израильского народа. Предпринимал важные решения в жизни и управлении Израиля.
Дорожка 7
В этой проповеди говорится о том, что Господь всех нас зовет ко спасению чрез многообразные средства: естественные и сверхъестественные.
Дорожка 8
Святитель Иоанн, епископ Суздальский принял монашеский постриг в молодые годы. Отличаясь особой любовью к бедным и больным, святитель Иоанн ходатайствовал об уменьшении налогов крестьянам, устраивал больницы для больных, богадельни для престарелых, одиноких и убогих. Был усердным проповедником, занимался строительством храмов. К концу жизни стал вести уединенную жизнь, подвизаясь в посте и молитве.
Дорожка 9
Апостол Фаддей от 70-ти услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и принял от него Крещение. Увидев Спасителя, он сделался Его учеником, и был избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он послал по два на проповедь в города и местности. Проповедь свою он утверждал многими чудесами.
Дорожка 10
Чудо есть такое действие, которое не может быть совершено никем, кроме Всемогущего Бога. В жизни каждого верующего и внимательного к явлениям жизни найдется много знамений. Сколько бывает случаев, что неверующий возвращается к вере, благодаря неотразимому действию вразумляющих знамений, случившихся в его жизни? Может быть, потому и вера живет еще между людьми, что не оскудевают знамения и чудеса в их жизни.
Дорожка 11
Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом была предана своим мужем язычником императору. Все четверо пострадали за веру Христову.
Дорожка 12
Преподобный Авраамий Смоленский родился у богатых родителей. С детства он рос в страхе Божием и часто посещал церковь. По смерти родителей, раздав все имущество, принял монашеский постриг. Много он претерпел искушений от людей, в том числе и клевету. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. На пожертвования богомольцев украшал соборный храм бедного монастыря. Святитель Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Сухой и бледный от крайних трудов, подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого.
Дорожка 13
Кто завидует другому, тот явно показывает, что он не желал бы видеть в счастье и благополучии этого человека. Зависть вредит в нашем собственном благополучии. Она лишает душевного мира, здорового человека делает больным, поселяет смуты и неудовольствия. От зависти можно дойти и до убийства. Как нам бороться с завистью учит Василий Великий. Прежде всего нужно почитать все земные блага за ничто и стремиться к благам вечным к Царствию Небесному.
Дорожка 14
Преподобный Авраамий Палеостровский – ученик и последователь преподобного Корнилия Палеостровского. Авраамий в своей подвижнической жизни во всем уподоблялся своему учителю и духовному наставнику. Оба совершали иноческие подвиги.
Дорожка 15
Чудотворная икона была вывезена персидским шахом в 17-ом веке после опустошения Грузии и впоследствии продана русскому приказчику. Святая икона переносилась в разные части России и через неё оказывалась великая помощь Божией Матери. Чудесные исцеления, ниспосылаемые Пресвятой Богородицей чрез чудотворную Ее икону, документально засвидетельствованы в конце XIX века.
Дорожка 16
Святая мученица Евлалия приняла мученический венец за веру Христову. К Богу призываются все: и грешники, и маловерные, и неверующие, болящие душою и телом. Каким же путем можно прийти к Нему? Идти надо в православную Христову Церковь.
Дорожка 17
Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и прочие приняли смерть за Христа во время правления императора Максимиана.
Дорожка 18
Одни страдают невинно, по одной воле Божией, от злобы или неразумия человеческого. Такие страдальцы – все бедные и бесприютные сироты. Есть другого рода страдальцы, которые за пороки или преступления подвергаются тяжким болезням, или строгим и долговременным наказаниям. Чувствуя на себе наказующую руку Божию, они считают себя достойными наказания. Есть очень много страдальцев, которые ропщут среди заслуженных страданий, не раскаиваются, не исправляются, предаются грубым порокам и погибают. Нужно нам, грешным, благодушно переносить все неприятное и тягостное в жизни, чтобы терпением загладить грехи свои и наследовать Царство Небесное.
Дорожка 19
Мученик Лупп был верным слугой святого великомученика Димитрия Солунского. Добровольно предал себя в руки мучителей и был усечен мечом.
Дорожка 20
Христиане ли мы? В этой проповеди говорится о том, какие существуют требования к христианину.
Дорожка 21
Священномученик Ириней несмотря на образование, полученное у язычников, стал учеником епископа и был ревностным помощником ему в распространении христианской веры в Галлии. Позже стал епископом, напрягая все свои силы, чтобы распространять истину и истребить ложь и заблуждения. Наконец праведную жизнь свою запечатлел он мученической кончиною во время жестокого пятого гонения на христиан. Обращая внимание на историю Церкви, мы видим, что только в Православной Церкви есть святые угодники Божии, святые мощи, святые чудотворные иконы, от коих источаются многообразные чудеса милости Божией. Обращая, далее, внимание на историю Церкви, мы поражаемся тем замечательным фактом, что почти все гонители Церкви Божией, если не раскаивались, были свыше наказаны и нередко умирали мучительною смертью. Только в союзе с Церковью можно получить спасение, а вне этого союза вечная и неизбежная гибель.
Дорожка 22
Однажды после чтения акафиста Божией Матери, преподобный Сергий сподобился Её посещения в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Божия Матерь пообещала Свою помощь обители не только при его жизни, но и после смерти. Свидетелем этого чуда был также келейник Сергия Радонежского Михей.
Дорожка 23
Святитель Петр был погребен в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители. Первое перенесение мощей святителя Петра состоялось в 1472 году. Второе перенесение мощей было после освящения вновь построенного Успенского собора, 6 сентября (24 августа по старому стилю) 1479 года.
Дорожка 24
Преподобный Арсений Комельский происходил из дворянского рода. Достигнув совершеннолетия, преподобный Арсений пришел в Троице-Сергиеву обитель, где и принял монашеский постриг. В обители святой совершенно предал себя иноческим трудам. Спустя некоторое время удалился в пустынь.
Дорожка 25
Священномученик Евтихий не причислен к лику 70 апостолов, но получил наименование апостола за свои труды вместе со старшими апостолами. В начале 2-го века был усечен мечом.
Дорожка 26
Благодарность – прекраснейшая добродетель. Напротив, неблагодарность гнусный порок. Она никогда вполне не видит и не чувствует полученного благодеяния. Неблагодарность всегда горда и самолюбива. Из десяти исцеленных от проказы только один возвратился с благодарностью даже к нашему Господу. Будем следить за собой, чтобы не сделаться неблагодарными.
Дорожка 27
Тит был уроженец острова Крита, сын знатных язычников. Он соблюдал девственность, как засвидетельствовал о нем священномученик Игнатий Богоносец. За такую жизнь Господь не оставил его без Своей помощи. В 20-летнем возрасте святой Тит во сне услышал голос, внушавший ему оставить эллинскую премудрость, не дающую душе спасения, но искать той, которая спасает. Когда до Крита дошел слух о появившемся в Палестине Великом Пророке, святой Тит прибыл в Иерусалим и увидел там Господа, слушал Его проповедь и уверовал в Него. Святой Тит принял крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником, неоднократно выполнял его поручения. Был рукоположен в епископа Критского. Просветив светом веры и окрестные страны, апостол Тит мирно скончался в глубокой старости.
Дорожка 28
Святой Варфоломей мученически погиб за Христа в Албане Армянской (ныне Баку) в 71 году. Изначально мощи апостола находились в городе его кончины, а позже перенесены в город Анастасиуполь (Дару), где и находились до конца 6-го века. Через некоторое время их перевезли в город Беневент, где мощи приняли с великой честью и положили в главной городской церкви.
Дорожка 29
Празднование этой иконы установлено в честь явления Пресвятой Богородицы в 1395 в городе Ельце во время нашествия татаро-монгольских полчищ.
Дорожка 30
Мученики Адриан и Наталия в молодости вступили в брак во времена гонений на христиан. Адриан объявил себя христианином, вследствие чего был приговорен к казни. Жена укрепляла в подвиге. После мученической смерти сама была приставлена к Богу и стала бескровной мученицей, изнуренная предшествовавшими страданиями.
Дорожка 31
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Была прислана на Русь из Константинополя. Эта икона тесно связана с историей Руси. Хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило Божию Матерь о помиловании. Во сне Тамерлану явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан.
Дорожка 32
Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями принял монашеский постриг. Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране и преподобному для избегания человеческого внимания приходилось переходить с одного места на другое. Был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий - в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.
Дорожка 33
В этой проповеди приводится краткое повествование о жизни угодников Божиих Преподобного Кукши и Пимена, постник Печерского.
Дорожка 34
С детства будущий подвижник обнаружил стремление к иноческой жизни. В десятилетнем возрасте мальчик оставил родительский дом и просил игумена ближайшего монастыря позволить ему служить братии. На двенадцатом году жизни Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов. Слава о святом распространилась и к нему стало стекаться много людей, ищущих спасения. Преподобный ревностно отстаивал чистоту Православия и боролся с учениями различных сект. Занимался просветительской деятельностью. Был игуменом Почаевской Лавры.
Дорожка 35
Преподобный Моисей был эфиоп. Являясь разбойником, по великой милости Божией раскаялся, оставил шайку и ушел в одну из пустынных обителей. Выдержав испытания, стал монахом. Увидев его пример, разбойники из его шайки также раскаялись и приняли иноческий постриг. Долго боролся с блудной страстью и одержал с Божией помощью победу. Был рукоположен в диакона, а затем после испытания возведен во пресвитера. Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников, а сам остался. Разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков.
Дорожка 36
На примере жизни Моисея Мурина мы можем обнаружить, что Господь приемлет всех даже тяжко согревших, но искренне раскаявшихся и изменивших свою жизнь. В этой проповеди говорится о тяжести греха убийства и его тяжких последствиях.
Дорожка 37
Преподобный Савва Крыпецкий был пострижен на Афоне, откуда прибыл в Псков. Он начал подвизаться в Богородичной обители. Много претерпел искушений от нечистых духов. Спустя несколько лет уединенной жизни к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни. К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров. По ходатайству князя в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители. После своей кончины († 28 августа 1495) преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту.
Дорожка 38
Киево-Печерская лавра распространяла сияние великих духовных подвигов по всей земле Русской. Монахи монастыря жили по Студийскому уставу. В обители царила истинно христианская любовь в отношениях между братией. Монахи занимались аскетическими подвигами, большое внимание уделялось в обители послушанию. Живя милостыней мира, монастырь и сам стремился помогать от своих избытков голодным и неимущим людям. Из всех аскетических подвигов особое распространение среди иноков Киево-Печерской лавры получило затворничество.