Жития святых. Православный календарь на сентябрь, 3 декада
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Даты в скобках указаны по старому стилю
Дорожка 10
Дорожка 22
Дорожка 1
В 1537 году по нашему Отечеству путешествовал Константинопольский митрополит, в благодарность одной благочестивой женщине за гостеприимство он благословил её иконой. Спустя некоторое время от иконы стали истекать чудотворения, например исцелился брат этой женщины после молитвы этой иконе, родившийся слепым. После этого, считая себя недостойной обладать такою святынею с торжеством препроводила этот образ в обитель, находящуюся в м. Почаеве, Волынской губернии. Кто приходит туда с верою, после усердной молитвы своей к Пресвятой Богородице, без сомнения, получает немалое утешение духовное, чувствует заметное облегчение от угнетающих почти каждого из нас недугов телесных и душевных. Кто не имеет возможности туда приехать, тот может прославлять Божию Матерь обращать к Ней свои молитвы у себя дома, необходимым является заботиться и о чистоте и просветлении образа Божия в нас самих.
Дорожка 2
У родителей Богородицы Иоакима и Анны до преклонных лет не было детей. Они много безропотно претерпели от окружающих несправедливых поношений, так как считалось, что бесплодие дается за грехи. Господь услышал их молитвы и у них родилась Пречистая Дева, Которая чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим. Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства лукавому.
Дорожка 3
Святой мученик Севериан посещал узников в темнице, укрепляя их дух, призывая к мужеству и стойкости. Проявил искреннее сострадание к 40 воинам-христианам, пострадавшим за исповедание Имени Христа. Был также привлечен к суду за исповедание христианской веры и подвергнут жестоким истязаниям, после которых передал дух свой Господу.
Дорожка 4
Преподобный Иосиф Волоцкий в миру Иоанн в 20 лет ушел в Тверской монастырь, спустя некоторое время направился в Боровский монастырь, где преподобным Пафнутием Боровским был пострижен в монашество с именем Иосиф. По преставлении своего старца был поставлен игуменом Боровского монастыря. Движимый заботой о спасении братии, Иосиф попытался ввести в обители общежительный устав, однако встретил сопротивление. Покинув обитель, скрыв свой сан, отправился в путешествие по северным русским монастырям. В 1479 году основал свою обитель в честь Успения Богородицы, где и ввел самое строгое общежитие. Великим подвигом преподобного Иосифа стала его борьба против возникшей ереси жидовствующих.
Дорожка 5
По учению Премудрости Божией, самое счастливое наследство для детей есть благочестивая и праведная жизнь родителей, и первая обязанность родителей, желающих счастья своим детям, – самим жить праведно и благочестиво, как жили праведные родители Матери Божией.
Дорожка 6
Праведные Иоаким и Анна служат образцом для подражания христианских родителей. Напрасно многие в наше время думают, что высокая христианская жизнь не достижима для людей, связанных узами семейными, обремененных заботами и попечениями житейскими. Второй урок состоит в том, что христиане не должны чуждаться семейной жизни. Третий урок, предлагаемый жизнью святых богоотец Иоакима и Анны, состоит в том, что христиане не должны страшиться многочадия.
Дорожка 7
Святитель Феодосий родился в семье священника, принадлежавшей дворянскому роду. С юных лет он горел любовью к Богу и свободное время посвящал молитве. После окончания школы, будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосий. В 1662 году за свою духовную мудрость и строгую подвижническую жизнь Феодосий был назначен игуменом в Корсунском монастыре Киевской епархии. В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря. Ревностно заботился о созидании храмов Божиих и об устроении иноческих обителей. Дух его несказанно радовался при виде благолепия этих мест славы Божией и спасения ближних.
Дорожка 8
Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора были родными сестрами, желая сохранить детство выбрали себе для жилья уединенное место, где подвизались в строгом посте и молитве. Слава о них распространилась, но некий правитель той области Фронтон заставил их привести к себе и пытался склонить их к отречению веры, получив мужественный отказ от девиц, приказал замучить трех сестер до смерти.
Дорожка 9
Беспечность христиан о своем спасении безрассудна и опасна. Мы, люди, живем на земле для неба и во времени для вечности. Но, пробудившись от сна смертного, не должно предаваться и смертоносному дреманию, в котором находятся отлагающие свое спасение. Не нужно отлагать своего покаяния, а как можно скорее покаяться в своих грехах и жить по Заповедям Божиим. Будем же осторожны и не станем под пустыми предлогами отлагать свое исправление. Настанет час смертный - тогда уже поздно о нем думать.
Дорожка 10
Преподобный Иоасаф Каменский, Вологодский чудотворец, в миру был князем Андреем. В возрасте 20-ти лет принял монашеский постриг с именем Иоасаф в честь святого Иоасафа, царевича Индийского. Инок Иоасаф снискал себе известность полным послушанием, постничеством и усердием к молитве. Он вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких духовных дарований.
Дорожка 11
Преподобный Павел Послушливый подвязался в 13-ом веке. По принятии иноческого образа в Печерском монастыре преподобный безропотно проходил самые тяжелые послушания, на которые его посылал настоятель.
Дорожка 12
Преподобная Феодора и ее муж жили в Александрии, в пятом веке. Один богатый мужчина, обольщенный злым духом склонял Феодору к нечистым делам. Подкупленная им сводница обманным путем склонила Феодору к греху. После измены мужу, раскаявшись, она ушла монастырь и подвязалась там под видом монаха. Даже опытные иноки удивлялись её самоотверженности. Однажды некая девица заявила, что родила ребенка от инока и подбросила младенца в монастырь. Феодора со смирением встретила презрение и ушла с мальчиком в пустыню. Лишь через семь лет настоятель разрешил монаху вернуться. После смерти Феодора открылась правда. Игумен и братия монастыря со слезами просили прощения у покойной.
Дорожка 13
Преподобные Сергий и Герман были основателями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения.
Дорожка 14
Преподобный Вассиан занимался портняжным ремеслом. Оставив семью, принял постриг. Тринадцать лет он носил на теле вериги. Стремясь к уединению, преподобный, кроме духовного отца, никого не принимал в своей келлии.
Дорожка 15
Святой Симеон был дворянином, но скрывал свое происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. Святой Симеон любил уральскую природу и, радостно созерцая ее величественную красоту, возводил мысленный взор к Создателю мира. Скончался в 1642 году когда ему было лишь 35 лет.
Дорожка 16
Священномученик Автоном жил в 3-ем веке. Он был епископом в Италии. Когда Диоклетиан открыл гонение на христиан, то он, для пользы других, удалился из Италии в Вифинию и, проповедуя здесь, крестил многих из язычников. Во время литургии, на храм напали язычники, христиан разогнали, а Автонома убили.
Дорожка 17
Смерть, как и сон, неизбежна для нас: поэтому всякий раз, как будем отходить ко сну, припомним о том, что некогда смерть так же закроет наши очи. Смерть как и сон, повергая нас в бесчувственность, не прекращает нашей жизни: поэтому не будет страшиться, когда Господь пошлет ее нам, не станем и безутешно скорбеть, когда она постигнет наших друзей и кровных. Смерть, как и сон, не для всех людей одинакова, смотря по тому, как они провели до нее свое время: для праведных она блаженна, для грешников люта.
Дорожка 18
История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Константин Великий первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота и после прибытия немедленно приступила к построению большого храма.
Дорожка 19
Праздник обновления, т. е. освящения храма Воскресения Христова напоминает нам, о таком событии в земной жизни Иисуса Христа, которое служит несомненным доказательством Его Божественности - воскресение Его из мертвых. В этой проповеди говорится, что Иисус Христос, если судить о Нем со стороны Его человеческой природы, которая была в нераздельном соединении с Его Божеством, был самый добродетельный и святой Муж. Иисус Христос был величайший учитель истины, какого никогда не было и не будет на земле. Иисус Христос был величайший чудотворец. Он совершил множество дивных дел, очевидно превышающих силу природы и человеческое искусство.
Дорожка 20
Апостол Петр прибыл к Корнилию и огласил его словами евангельского учения. Корнилий был сотник из полка, называемаго Италийским. Веровал в Бога со всем семейством своим и угодил Господу благочестивою жизнью и милосердием к бедным. Жизнь святого священномученика Корнилия учит нас, что без любви к ближнему не спасемся.
Дорожка 21
Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена услышала от старого еврея, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста. Чтобы узнать, какой из трех крестов являлся тем, на котором был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли созерцать Его. Тогда высоко был поднят Святой Крест. В память обретения Креста Господнего и Его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник.
Дорожка 22
«Если кто хочет идти за Мной, сказал Он, тот отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 16, 211). Крест слагается из печалей, скорбей и болезней, которые человек встречает в своей жизни. Почему необходимо нести этот крест? Сделав сами себе крест из древа преслушания и преступления заповедей Божиих, можем ли не нести его!? Свободно принятый и с верою несомый во след Господа Иисуса Христа, он делается очистительным средством и исцеляющим врачевством от греха.
Дорожка 23
Святой великомученик Никита был готф. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов.
Дорожка 24
Если скорби, обременяющие нас, произошли от наших грехов: то их надобно переносить великодушно по двум причинам. Во-первых, потому, что скорби в таком случае неизбежны. Скорби следуют за грехами рука об руку. Во-вторых, заслуженные скорби надобно переносить великодушно потому, что он предотвращают горести более значительные, ожидающие нас по ту сторону гроба. Скорби, не заслуженные, но посылаемые Богом должно переносить великодушно по следующим причинам. Во первых, из подражания Христу Спасителю. Чтобы не лишиться душевной великой пользы. Притом скорби надобно великодушно переносить и потому, что они необходимы на пути душевного спасения. Наконец, надобно переносить бедствия и из благодарности к Богу.
Дорожка 25
Святая великомученица Евфимия попала вместе с другими христианами к языческому правителю, который пытался заставить их отречься от Христа. Евфимия молила Господа, чтобы Сам Он помог ей выдержать все испытания. Многие чудеса Господь показал, сохраняя жизнь Великомученице, но это не исправило злой нрав мучителя. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась.
Дорожка 26
Мы видим юную деву, готовую и идущую на всевозможныя страдания за Христа. Откуда в ней такая вера, такое мужество, такая горячая любовь ко Христу? Кто воспитал ее в таком спасительном страхе Божием? Конечно, родители. Детям нужен живой образец, живой пример. Также родителям следует молиться о благочестии своих детей и заботиться об их окружении.
Дорожка 27
Мы должны спасаться чрез исполнение Заповедей Божиих. Во первых, мы должны возлюбить Бога всем сердцем и всем помышлением своим. После Бога мы должны любить ближних свои. Возлюбим Господа своего всеми силами своей души и ближнего своего, как самих себя – и получим вечное спасение.
Дорожка 28
Святая София, твердая христианка, сумела воспитать своих дочерей в горячей любви к Господу Иисусу Христу. Слух о благонравии, уме и красоте девиц дошел до императора Адриана, который пожелал их увидеть, узнав, что они христианки. Он пытался преклонить дочерей к идолопоклонству, но получив твердый отказ, отдал их на мучение. Святой Софии разрешили взять тела дочерей, чтобы предать их земле. За великие муки матери, претерпевшей страдания и смерть своих дочерей, без колебаний предав их в волю Божию, святая София удостоилась быть прославляемой как великомученица.
Дорожка 29
Какже воспитывали и учили своих детей древние христиане? Прежде всего древние христиане старались напечатлеть в детском уме живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впивали, так сказать, еще с матерним молоком. Священное писание было первою учебною книгой. В молитве древние христиане проводили наибольшую часть времени, приучая к тому и детей своих. Первенствующие христиане удаляли детей от всего, что могло возбудить в них нецеломудренныя мысли и движения. Оградив детское сердце от всех внешних и внутренних соблазнов, благочестивые воспитатели в то же время употребляли и средства, которые прямо служили к насаждению и укоренению в них христианского благочестия. Родители большею частью сами занимались воспитанием и образованием детей своих. При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми годами их детства.