Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№113)
Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№113)

Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№113)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

О Воскресении и суде

Постоянная память о суде Божьем приносит великую пользу. Если человек вздумает сделать что нибудь неправедное в этот же момент пусть представит себе судилище, на котором осуществится праведный суд Господа, где злые будут наказаны, а праведники получат награды и станут еще более прославлены. Представив себе это, нечистые стремления прекратятся. Если увидим кого обремененного жизненными трудностями, напомним ему что скорбям будет конец или же если перед нами будет человек беспечный, поведаем ему, что за праздное время ему придется держать отчет перед Богом.

Беседа о власти и рабстве, о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

Иоанн Златоуст говорит о том, что не так важно для христианина находиться в высоком статусе, как не быть в рабстве у грехов. Важно состояние по душе, то есть, управляем ли мы своими страстями, побеждаем ли недуги сердца, например, обуздываем ли пристрастие к деньгам, укрощаем ли ненасытную любовь плотскую, не сохнем ли от зависти, не возмущаемся ли сильною страстью тщеславия, не боимся ли и не трепещем ли бедности или неблагоприятной перемены, не умираем ли от этого страха. Вот это — власть. Такая власть не покупается за деньги, и не имеет завистников. Это доказывают мученики: тела их разрушились и обратились в прах и пыль, но власть каждый день живет и действует, — прогоняет демонов, искореняет недуги, возбуждает целые города и ведет сюда народ. Блага мирские имеют много завистников, а духовные, чем большему числу людей достаются, тем обильнее оказываются. Итак, когда духовные блага так лучше временных, когда получить их весьма легко, так как они желающим сообщаются даром, то возлюбим их более всего. Чтобы усилить в нас любовь к благам духовным, Бог устроил так, чтобы мирские блага исчезали еще прежде смерти своего обладателя. Например: богатство не только исчезает с кончиною богатого, но даже оставляет его и при жизни; молодость убегает от обладающего ею, не только тогда, когда он скончается, но и когда еще дышит. А это для того, чтобы мы, пренебрегая настоящим, прилеплялись к будущему, и искали наслаждения в последнем, чтобы, ходя по земле, сердцем жили на небесах. Господь дает Заповеди и награды за них. Например, «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» , а награда: «да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5:44—45)

О деньгах

Станем презирать деньги и славу. Освободившийся от этих страстей свободнее и богаче всех людей. Расточительный не есть человек великодушный. А таков он, потому что покоряется другим страстям. Не от презрения к деньгам происходит расточительность, но от неумения распоряжаться ими, если бы можно было и удержать их и предаваться удовольствиям, то он, конечно, пожелал бы этого. Кто употребляет деньги, на что следует, тот великодушен, поистине та душа велика, которая и не раболепствует страсти и почитает деньги за ничто. Также бережливость есть добродетель, а она заключается в том, чтобы употреблять деньги на что следует, а не просто без разбора. Скупость не то же самое. Бережливый издерживает все на нужное, а скупой и при самой настоятельной нужде не касается своего имущества. Сколько имущества расточал богач, облачавшийся в порфиру и виссон? Но он не был великодушен, потому что душа его была одержима жестокостью и тысячами вожделений; а такая душа может ли быть великою? Великодушен был Авраам, который употреблял свое имущество на принятие странников, закалал тельцов и, когда нужно было, не щадил не только имущества, но и самой души своей.

О молитве

Все мы молимся, но не все пред Богом. Пред Господом молится тот, кто вполне сосредоточил свою душу и изгнал из души всякий человеческий помысел. Господь дал нам и образец молитвы, научая нас, что быть услышанным Богом зависит не от множества слов, а от бдительности души. Апостол Павел увещевает, говоря: «непрестанно молитеся» (1Фес 5.17). Произносить, ведь, немного слов и непрестанно молиться — это противоречит одно другому. Нисколько не противоречит, напротив, одно с другим весьма согласуется. И Христос, и Павел заповедали творить краткие и частые молитвы, с небольшими промежутками. Если долго произносить слова, нередко делая это без внимания, то нечистый дух получает большую свободу подойти к человеку, отвлечь мысль от произносимых слов. А если творить постоянные и частые молитвы, занимая все время частым повторением их, то легко можно сохранить внимание и молитвы получится творить с большою бдительностью.