Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№107)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Проповедь включает в себя четыре беседы святителя Иоанна Златоуста: «Беседа о Славе, получаемой в Крещении, и о борьбе со страстями», «Беседа о целомудрии и театрах», «Беседа о терпении в скорбях», «Беседа о страхе Божием».
Наставления святителя помогут разобраться во многих вопросах, касающихся духовной жизни христианина:
По Крещении душа человека, омытая от греха и очищенная Святым Духом, обретает невиданное сияние. Но мы не храним этот свет, слишком скоро расстаемся с ним, теряем его. А происходит это по причине того, что мы, имея в душе дары Крещения, через несколько дней вновь забываем о духовном и привязываемся к чувственному, отдаемся житейским бурям. Отчего и покидает нас духовный свет, а в душе нашей появляются робость, боязливость, малодушие – учит святой Иоанн Златоуст.
Причинами плотской любви (страсти) Святой Отец называет отнюдь не красоту лица, молодость, буйство чувств. Виновник плотского разжжения даже не столько дьявол, внушающий и научающий человека ко греху, но сам человек, который есть главный виновник. Не приняв на себя вину за грех, нельзя в должной мере противостоять ему – оправдания будут заглушать борьбу, успокаивая грешника: «ты был пленен», или «тебя соблазнила красота», или «лукавый толкнул тебя ко греху». Такое самоуспокоение опасно и губительно.
Каковы же причины плотской страсти? Страсть эта, по свидетельству Иоанна Златоуста, « ни от чего так легко не рождается, как от привычки, от льстивых слов, от праздности, лености и от того, что у нас нет никакого дела». Устремляя свое внимание к молитве, ко всякому благому делу, отвлекая его от пленяющих картин, разговоров, помыслов, человек способен побороть плотскую страсть. Так же как и страхом Божьим и непрестанным памятованием о вечности, о геене огненной.
Святой Иоанн Златоуст, говоря о блудной страсти, сравнивает ее со свиньей, распространяющей повсюду свое зловоние. Так же тяжко и прелюбодействие, ведь оно есть не столько оскорбление жены или мужа, но оскорбление Бога, наделившего брак благодатию Святого Духа. Оскорбление это неминуемо повлечет за собой воздаяние.
Родителям Святой Отец советует не медля соединить детей узами брака еще в юном возрасте, дабы они, смущаемые страстями, не поддались им. А тот, кто познал блуд, говорит Иоанн Златоуст, тому недолго и впасть в прелюбодеяние.
И вновь отклоняет святой Иоанн все оправдания согрешивших, о том, что не смогли устоять или были соблазнены. Обличением для них всегда будут люди праведные, не поддавшиеся плотскому искушению – если они смогли противостоять, как же не сможем мы, оправдываясь немощью? Не молодость причина плотским искушениям – тогда все молодые были бы грешны этим, но мы сами тому причина. Услаждая свой взор в театрах, мы питаем страсть и взращиваем ее в сердце по собственной воле. И не может человек, пропускающий через свою душу порочные картины, срамные зрелища, называться после этого целомудренным. Но никакая страсть не сможет владеть душой человека без его воли, и ничто, ни какой грех не сможет противостоять желающему его победить. «Ничто не трудно при нашем хотении, ровно как ничто не легко при нашем нехотении. Мы над всем властны», - говорит святой Иоанн Златоуст.
Каждому христианину должно с благодарностью Богу встречать не только дни радости и благополучия, но и дни, наполненные скорбями, болезнями и трудностями. Господь, подобно врачу, защищающему больного от недугов, которые может вызвать пресыщение, оберегает нас от чрезмерной духовной пресыщенности. Человек, живущий в благополучии, скоро потеряет трезвение и обретет ложный покой и довольство. Он возомнит, что все делал как должно, получил заслуженную награду и спокойствие, а более может и не трудиться. От подобного настроения рождаются во множестве грехи и пороки. Господь же, как заботливый Отец, не желая нам этих душевных болезней, врачует их временными отрезвляющими испытаниями и трудностями. Не с тем, чтобы навредить человеку и повергнуть его в скорбь и уныние, а только ради его душевного здоровья. Когда же болезнь проходит или человек полагает намерение ее побороть – Господь сполна вознаграждает его и подает ему сил.
Эти временные испытания, посылаемые Господом, должно терпеть с благодарностью и людям праведным и нам, грешным – учит святой Иоанн Златоуст. Первые, перенося искушения, исполняются благодати и еще более укрепляются в добродетели. Вторым же за достойное перенесение скорбей оставляются многие грехи.
Святой Иоанн Златоуст учит о необходимости страха Божьего как одного из вернейших средств в борьбе с грехом и укрепления в добродетели. Страх этот отвращает, останавливает человека от преступления заповедей, является причиной чистой, слезной молитвы, милостыни и прочих благих дел. Страх Божий отрезвляет человека, помогает ему не увязнуть в сетях страстей, коих множество расставлено повсюду. Там позавидовал богатому, тут осудил обидчика – так и не заметил, как мгновенно угодил в несколько ловушек. Имеющий страх Божий защищен от них.