Проповедь на Троицу (Сборник 1)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Добровольно пострадав за наше спасение, Господь воссел одесную Отца и, восседая там в Своем Царствии, как бы взывает нам оттуда: «Если кто желает примкнуть к этой славе и стать участником Царства Небесного и нарицаться сыном Божиим, обрести бессмертную жизнь, неизреченную славу, чистое наслаждение и неиждиваемое богатство, – тот пусть слушается Моих заповедей и, по силе, подражает Моему образу жизни». Своими делами и чудесами Господь сделал достоверным Евангельское Учение, показав его спасительность Своим Воскресением из мертвых. О сошествии Святого Духа было предвещено Самим Богом и Его Пророками. Обетование это исполнилось и Дух Святой сошел на апостолов. Через рукоположение Апостолов на Их преемников и от Них на последующих, переданная благодать Божественного Духа протекает чрез все поколения и просвещает всех вверяющих себя духовным пастырям. Если бы Господь не вошёл на небеса и не послал бы Духа Святого, то проповедь Истины не была бы возвещена всем народам и не дошла бы до нас. Святой Дух пребудет с людьми до скончания веков и будет пребывать на достойных в будущем веке, обессмертствуя их и исполняя вечной славой. Кто же это будут? Это те, кто постоянны и непоколебимы в вере и всегда плодовиты в деле Господнем. Проводящих свою жизнь в распутстве и насильничестве ждет гнев Божий. Страшно впасть в руки Бога живого, ведь если мы страшимся рук человеческих, хотя Господь говорит: «Не убойтеся от убивающих тело» (Мф.10:28), то кто имеющий ум не устрашится рук Божиих. Будем же бежать от сего гнева и путем покаяния получим от Бога милость.
После сошествие Святого Духа, Апостолы могли разговаривать на всех языках. Как когда-то древние люди, решив построить башню до неба по своей злобе против Бога, в наказание получили разделение языков, так в этот день все получили объединение под единой Главой Христом. Из чтений Апостольских нам известно, что в день пятидесятницы сто двадцать человек, собранных в одном месте исполнились Духа Святого. Как между всеми людьми, которые договариваются между собой, хотят заверить свои выгоды, по большей части получают или дают задаток или заверение. Заверительный Дар дал нам и Господь - Святого Духа, Тот Кто не может обмануть для большего удостоверения дал нам Этот Дар. А что Он обещал? Вечную жизнь, которой заверение есть дар Святого Духа. Кто ощущает в себе хоть небольшую росу Святого Духа, тот жаждет прийти к Истоку. И не для того нам дан Дар, чтобы мы ослабевали, а для того, чтобы возжелали прийти в свое Отчество - Царство Небесное.
Из желания спасения, многие оставляют родителей, родных, своё Отечество и, сделавшись мертвыми для мира, ищут других духовных родителей. Быв, гордыми становятся смиренными, не любят настоящее и желают будущее, во всем изменяются, вместо роскоши предпочитают воздержание, сладкий сон заменяют на бдение, богатство на бедность, предпринимают тяжкие подвиги против греха, любят своих врагов и благословляют ненавидящих, не злословят обидящих, не раздражаются на оскорбляющих. Ничего не чувствуют злого ради горящей любви Святого Духа и вечного воздаяния. Возьмем пример и мы, очистим себя от нечистых помыслов, гордыни, тщеславия и прочей греховной скверны. Станем взращивать в себе благие нравы, чистоту, веру и сердечное сокрушение.
В священном Писании мы видим, как Святой Дух, сошедший с Небес, изгоняет всякий страх у человека. Перед явлением Духа Святого, показавшие в себе сильную робость и отрекшиеся от Сына Божьего, после сошествия Святого Духа с дерзновением исповедовали Спасителя без малейшего страха перед народами и царями.
Этот духовный Праздник должен почитаться наравне с другими особыми праздниками. С этого дня начинается проповедь Евангелия всему миру. Некоторые еретики не признают равенство Святого Духа с Отцом и Сыном, но что присуще Отцу, Сыну и Святому Духу, не имеет различных свойств, но все, что имеет Отец, имеет Сын, имеет и Дух Святой и всегда в Троице было это единство, ибо целиком пребывать там – значит то же самое, что всегда существовать. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»(Мф.12,32). Противники третьего Лица Пресвятой Троицы лишаются милости, ибо не допускает их к Себе Тот, через Которого они могли бы исповедоваться, потому что именно благодаря Святому Духу возможно и призывание Отца, и исповедь (1Кор.12,3). Святой Дух сходит в виде огненных языков на Апостолов, но пусть никто не думает, что в этом образе скрывается все Его величие. Ни Отца, ни Сына, так и Святого Духа не в состоянии коснуться человеческий взор.
Почему над Единородным Сыном Дух Святой явился в виде голубя, а над Апостолами – в огне?
Святой Дух воспламеняет человеческие сердца, которые оставляют похоть настоящего века и воспламеняются любовью к Богу. По Божьей Воле через Апостолов было суждено направить людей к Богу и извлечь их из грехов, поэтому Дух Святой явился в огне, чтобы те, которые были простыми людьми, а потому и грешниками, воспламеняли духом других рабов против их самих и сами в себе покаянием очищали те грехи, которые Бог терпел по снисхождению. Их дух воспламенился, а всем известно какова разница между словами тех, у кого сильна любовь к Богу и тех, у кого её нет. Прославление Спасителя перед царями и земными властителями было решительным и бесстрашным, ничто не заставило их умолкнуть ни угрозы, ни обещания богатств и комфортной жизни, ни долгие странствия и бедность. От их слов воспламенялся дух, исчез хлад бесчувственности, и душа, начав стремиться к горним желаниям, стала чуждой земных похотей.
Явления Духа Святого над Господом в виде голубя предзнаменовало проповедь Спасителя, которая будет кротко призывать людей к покаянию. Потому что кто устоял бы пред Его правосудием, если бы Он, в ревности по правде, восхотел судить наши прегрешения прежде? Поэтому, Он восхотел сначала исправлять кротостию, чтобы иметь тех, кого после можно было бы спасти на Суде.
«Как я могу любить Того, Кого не знаю?» Действительно, ум ни о чем не помышляет, как только о видимом. Кого мы не в состоянии видеть Самого в Себе, можем созерцать в Его святых. Когда видим, что они производят чудеса, то удостоверяемся, что в их душах обитает Бог. Не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? (1 Ин. 4, 20). Нельзя истинно любить ни Бога без ближнего, ни ближнего без Бога.
Не только в День Святой Пятидесятницы сходил Дух Святой, но и до этого являлся в различных образах. В первый раз Дух Святый сошел в виде голубя, когда Иисус крестился в водах Иорданских, во второй раз Дух Святый показался в облаке, когда преобразился Христос, в третий раз Дух Святый явил Себя в ветре, когда наполнил дом, в котором пребывали апостолы и уже в четвертый раз Он появился в огненных языках, когда сошел на апостолов. О важности почитания родителей
Кто почитает своих родителей, тот может приобрести спасение, а также великие блага и изобилие в дому. Такой человек будет иметь честь у своих детей. Если попросит Бога, о здравии или о счастье, молитвы его будут услышан. Оказывающие почтение своим родителям будут в этой жизни счастливы и иметь долголетие, а также станут славны пред всеми и на земле, и на небе, а если окажутся в какой-либо скорби, то скоро освободятся от них. Почитающие, родителей сподобятся и очищению от грехов.
«За что же мы должны приносить Создателю дары?», рассмотрим этот вопрос подробнее. Подняв бремя человеческих грехов на рамена Свои, как некогда Исаак дрова, Господь понес его вместе с тяжким крестом на Голгофу, чтобы там стать жертвой за нас: «Той грехи наша понесе на теле Своем, вознес на древо», – говорит апостол Петр (1Пет. 2:24). За такое Его благодеяние, за вольное страдание для нас мы должны быть благодарными не только в настоящей жизни, но и в бесконечные веки, в благословенной вечности. Итак, какие же дары мы можем принести Богу? Одним из главных даров, конечно же, является наша вера, к которой приложены наши добрые дела, а это молитвы, пост, сердечная чистота, милость к ближним и прочие христианские добродетели. В качестве дара мы можем принести Богу всю нашу жизнь. Нередко ради этого люди становятся монахами, помогают Церкви, посвящают себя на служение нуждающимся и тому подобное. Также материальные ценности могут послужить неким даром, которые мы можем принести Богу. У кого их очень мало, тот может вспомнить про две лепты бедной вдовы, которая принесла в Храм и старания которой Господь достойно похвалил: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищниц» (Мк. 12:43). Важно отметить, что кто приносит дар, не должен отдавать его с сожалением.
Ангелы на Небесах непрестанно славословят Бога, что и человек тоже должен делать. От пророка Исайи мы можем узнать, что престол Бога Отца окружают серафимы, каждый из которых имеет по шесть крыльев. Святитель Димитрий Ростовский указывает, что стремящемуся славословить Господа по серафимски надобно иметь подобные «крылья». Первые два крыла это смирение перед Богом и стыд за свою греховность. Вспомним как в Храме Божьем стояли смиренный мытарь и гордый фарисей, кого похвалил Спаситель в притче Своей, а кого подверг осуждению? Мытарь за свое самоосуждение получил хвалу и оправдание, а фарисей, не имея в себе стыда и смирения, не угодил Богу. Следующие «два крыла» это познание своей худости и осознание опасности хваления самих себя. Исайя познал свое несовершенство, когда увидел Господа, потому что видящий Бога видит себя и чем яснее видит Его и себя самого, тем с большим благовевением почитает Создателя, а себя самого уничижает. Кто преуспевает в каком либо благом деле, тому нужно следить за собой, чтобы не возгордиться и не пасть. Следующие два крыла, поднимающие нас высоко это молитвенный подвиг и Богомыслие, то есть внимание в молитве, чтобы славословие осуществлялось не без телесного труда и не без умного внимания. Эти крылья поднимают высоко, потому что труды заслуживают Неба, а Богомыслие возносит к нему. А как же нам славить Бога Сына? Спаситель прославился не только сотворением множества чудес, но и Своими крестными страданиями и смертью. Однако, Он не только был познан как Сын человеческий, но как Сын Божий и Бог, ибо позналось в человечестве скрытое Божество, когда солнце померкло, камни распались, гробы открылись, мертвые восстали. Эти и другие чудеса показали, что Бог страдал и Крестом поработил Себе весь мир, злые духи разогнаны, грех потребен, смерть умерщвлена, ад разорён. Итак, если мы хотим прославить Господа в теле нашем, то мы не можем ничем Его другим прославить, как крестом и страданиями. Так прославляли Его в своем теле Святые Мученики, отдавшие себя ради Христа на раны, мучения и смерть. Многие скажут, что сейчас за веру никто не убивает и не мучает, как было это в давние времена. Но как говорит Иоанн Златоуст и сейчас есть идолы, которые представляются в других образах, например, в страсти к богатству, блуду и прочей нечистоты. Конечно, перед ними не требуется закалывать волов, но зато они требуют много человеческих трудов и усилий для их приобретения. Отказ от всех мирских удовольствий и пристрастий, алкоголя, наркотиков, блуда, игр в компьютер, смотрения телевизора и прочей нечистоты является своего рода мученичеством, при чем ежедневным. Каждый сопротивляющийся греху и побеждающий себя есть мученик, славящий в своем теле Христа Бога. А те, кто хотят приносить Богу жертву как мученики, могут добровольно принять нищету вольную Христа ради, сугубый пост или какие либо другие скорби, что делать, конечно, нужно по благословению духовника. А как же нам прославлять Духа Святого? Тело наше Храм Божий, а для того, чтобы славить Духа Святого нужен священник, коим является как бы целомудрие в нашем теле. Нечистотой мы отгоняем Святого Духа от своего тела и оно становится пустым и непотребным, а с Ним приходит все благое. А чтобы привлечь Духа Святого необходимо держать тело и сердце в чистоте и сохранять от всякой скверны. Если кто либо попытается осквернить Храм Божий того растлит Бог. Так однажды одну святую мучители решили осквернить за то, что Та исповедала Христа Бога, сотворив молитву Господу, Бог услышал её молитвы и защитил непорочную деву, а злоумышленники пали замертво. Каждому христианину, неважно супружнему или безсупружнему, нужно беречь свое тело, которое является Храмом Божиим и знать, что оно не наше, а Божье, так как выкуплено оно высокою ценою, страданиями Господа нашего Иисуса Христа. Душа наша создана по образу Божиему. Она имеет память, разум и волю. Три действа, а душа одна, поэтому и нужно в себе прославлять Бога сущего в трёх лицах, в едином Божестве, памятью славить Бога Отца, имея всегда Его в уме, разумом Бога Сына, волею славить Бога Духа Святого, исполняя Волю Божью, а Воля Его жить нам в чистоте.
Милосердный Бог, желая нашего спасения, захотел обновить наше тело, разрушенное грехом и добровольно пострадав за наши прегрешения опять взошел на Небо, воссел одесную Отца и послал Святого Духа на апостолов, которые получили благодать разговаривать на всех языках и начали проповедовать Слово Божие всему миру. Бог не хочет смерти грешникам, но их обращения, покаяния и спасения.
Мы всегда должны быть твердо уверены, что не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, хотя бы со всею неутомимостью упражнялись во всякой добродетели. Одни человеческие усилия не могут иметь такой цены и силы, чтобы возводить на высоту святости и блаженства, если Сам Господь не будет содействовать нам и направлять наше сердце к тому, что для нас полезно. Потому в каждое мгновение мы должны взывать к Богу, чтобы Господь обращал наше произволение к добродетели, так как оно более склонно к пороку. Ни один праведник не имеет в себе достаточно сил стяжать праведность. Земледелец, хотя много трудится над возделыванием земли, не может ожидать обильного плода, если на обработанную землю не падет дождь и не будет благоприятной погоды. Итак, как ленивым земледельцам, которые не стараются обрабатывать свою землю, Бог не дает плода, так и трудолюбивым не принесет пользы повсечасная забота, если не поблагопоспешит им милосердие Божие.
От начала впало в заблуждение человечество относительно познания Бога и, оставив Господа, одни стали служить стихиям мира, другие начали почитать темных духов и для служения строили им жертвенники, капища и возносили жертвы. Однако, человеколюбивый Бог постепенно опять стал возводить человеческую жизнь от заблуждения к познанию Истины. Ибо как те, которые после долговременного голода, не сразу принимают пищу, а постепенно и как только приходит полное здравие уже сколько угодно могут кушать, так и домостроительством Божиим была установлена постепенность в приобщении к таинственной пище, так, чтобы люди в последовательном порядке достигли совершенства. Поэтому Бог постепенно открывал Себя миру, для начала сообщается о Боге Отце. Затем, для ставших более совершенными, при помощи закона, открывается чрез Евангелие и Единородный, Сын после этого предлагается совершенная пища для нашего естества — Дух Святой, в Котором жизнь.
В день пятидесятницы Святой Дух сошел на сто двадцать человек, включая учеников. Апостолы получили знание всех языков для проповеди Евангелия всему миру и, когда они начали разговаривать на непонятных языках для иудеев, множество народа пришло в смущение, а некоторые даже оклеветали апостолов, что якобы те упились вином. Не постеснявшись толпы и проявив мужество, апостол Пётр громким голосом продолжал проповедь среди иноземцев и обличение неверных. Неопытные, неискусные в слове и совершенно простые, они противостояли и вели борьбу с искусниками, обманщиками, с толпою софистов, риторов, философов, перегнивших в академии и в школе перипатетиков. Но почему Господь наш Иисус Христос действовал не чрез Платона и не чрез Пифагора? Потому, что душа Петра была гораздо способнее к любомудрию, чем души тех людей. Те были настоящие дети, которые всюду увлекались пустою славою, а Петр был муж любомудрый и способный к принятию благодати. Платон представил учение о гражданском обществе, где предписал гнуснейшие правила. Например, пусть, говорить он, жены будут общие, пусть обнаженные девицы борются на глазах любовников, пусть будут общими и отцы, и рождающиеся дети. Не выше ли это всякого безумия?
Желающие слушать Слово Божие должны возжигать в себе сильное желание и усердие к познанию Евангелия. Чрез это они смогут лучше воспринять Слово Божие. Христос говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Эти слова означают: «Я никого не влеку принуждением и насилием, но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю». А чтобы показать, что Он говорит о питии духовном, присовокупляет: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Чревом называет здесь сердце. Во время земной проповеди Господа нашего Иисуса Христа, Спаситель не только творил чудеса для того, чтобы в Него уверовали, но и указывал на места в Древнем Писании, где были пророчества о Его Рождении.
Мстить нельзя, нет смысла. Если же будем сами мстить, тогда не отомстим. Как и каким образом? «Мне отмщение», Я воздам, говорит Господь " (Рим.12:19).
Врачи употребляют несколько раз одно и тоже лекарство, таким образом и учителя Церкви не перестанут одно и тоже внушать, об одном и том же напоминать, учить, умолять. У людей много житейских забот, которые могут приводить в забвение, а потому и наставление нужно постоянное.
Фарисеи совершали зло намеренно, несмотря на то, что всегда находились со Христом (с тем, чтобы строить против Него козни), видели Его чудеса, читали Писания, однако же не получили никакой пользы, а напротив еще потерпели вред. Слуги, которые были посланы ими с целью схватить Спасителя, вернувшись, уловлены одною только беседою Христа и, отправившись связать Его, возвратились, сами связанные удивлением. А фарисеи, которые знали Писание и показывали себя знатоками закона, стали его преступниками.
Велики дары, ниспосланны нам в этот день от человеколюбивого Бога через Святого Духа. Благодаря Ему мы освобождаемся от рабства, получаем свободу, вводимся в усыновление вновь, слагаем с себя тяжкое бремя грехов, имеем полки учителей, дары откровений, дарования исцелений и все прочее. Ещё один дар Духа Святого это любовь, она источник всего доброго. Спаситель, в качестве надежного признака и достоверного отличия Своих учеников, предложил не иное что, но любовь. Любовь не делает зла ближнему, где господствует любовь, там не бывает Каина, убивающего брата. Где любовь там нет зависти. Те, кто завидуют причиняют себе величайший вред и навлекают на себя великую гибель, а для тех, которым завидуют, зависть служит даже поводом к получению венцов.
Получив Духа Святого, Апостолы испытали великую радость, приобрели мудрость, любовь к Богу, проявляли отважность в опасностях, несчастие приветствовали как радостное событие, от злословия приходили в восхищение, как будто это приветствие, обидами гордились как похвалами, а узами за Спасителя, как царскими венцами.
Господом избирается этот день не без основания. Только три праздника у иудеев всенародны. Первый – Пасха, в который, принося в жертву агнца, они не узнали истинного Агнца, и, почитая образ, противозаконно поступили с Виновником образа. Чьей тени покланялись, к явлению Того отнеслись с пренебрежением. Второй праздник назван Пятидесятницей, как совершаемый спустя семь седмиц после того. Данные праздники собирали в один город всех вместе иудеев. Во время первого праздника состоялось распятие Господа нашего Иисуса Христа, причем зрителем являлся весь иудейский народ, который не признал чуда воскресения и пытался скрыть его, а в следующий праздник, когда все иудейские колена собрались, благодать изливается на учеников и весь народ становится свидетелем знамения от Воскресшего.