Жития святых. Православный календарь на октябрь, 1 декада
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Даты в скобках указаны по старому стилю
Дорожка 1
Преподобный Евмений с детства решил посвятить свою жизнь Богу. Избегая мирских соблазнов, свои силы употреблял на спасение души. Раздал имение нищим. Был избран епископом, много заботился о бедных.
Дорожка 2
Дела милосердия полезные для тела - напитать алчущего или голодного, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, посетить больного, принять странника в дом, погребать умерших в убожестве.
Дела милосердия, удовлетворяющие нуждам души - отклонить грешника от греха, научить незнающего истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет, молиться Богу о ближнем, утешить печального, не мстить за зло, от сердца прощать обиды.
Дорожка 3
Ефрасинья была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского, в миру Феодулия. Её родители очень много молились Богу о даровании им ребенка. Была сосватана, но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре. С самых юных лет с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. К подвижнице многие обращались за советами, в том числе и игумения монастыря.
Дорожка 4
Святые Мученики Трофим Савватий Доримедонт постарадали в 3-ем веке за веру в Господа нашего Иисуса Христа. Они перетерпели различные страдания и предали свои души Богу. И мы должны, по Заповеди Христовой, нести крест свой. В этой проповеди говорится, что для совершения такого подвига не нужно нам делать того, что превышает силы наши. Нам нужно обречь себя на такие труды, которые нужны для спасения нашего, по состоянию нашего духа и по житейскому положению, – должны отвергнуться того, к чему влечет нас растленная плоть наша, и что может быть вредно для душ наших.
Дорожка 5
Благоверный Игорь Черниговский был насильно пострижен в монахи, однако с этим совпадало и его собственное желание, так как с юности жил в благочестии. Был убит из-за политических неурядец. После смерти от его мощи прославились благодатными явлениями.
Дорожка 6
Святой великомученик Евстафий, до принятия христианства носил имя Плакиды, был знаменитым полководцем и сострадательным к людям. Господь Сам явился Плакиде во время охоты на оленей. После видения принял вместе со своей семьей крещение. Господь открыл Святому, что ему предстоит претерпеть многие скорби. Вскоре Евстафий впал в крайнюю бедность и вместе с семьей отплыл в Египет. Во время этого странствия семья была насильно разъединена. Святой стал работать сторожем крестьянских полей, но со временем был вернут в качестве военачальника. Все члены семьи по Божьему Промыслу были воссоединены. За исповедание Православной веры принял мученическую смерть.
Дорожка 7
В этой проповеди говорится, что если у нас в нашей жизни наступят несчастья, необходимо оставить малодушие и уныние, и исцеления от смертной тоски не искать в каких-нибудь нелепых, иногда суеверных средствах. Но когда томительная скорбь будет тяготить душу нашу, то скорее попросим у Господа помощи. Он милосерд, и потому пошлет нам Свою благодатную силу, которая даст душе терпение и великодушие.
Дорожка 8
Благоверный князь Михаил Черниговский был убит в Орде за отказ поклониться идолам, а вместе с ним мученическую смерть принял боярин Феодор.
Дорожка 9
Благоверный князь Олег Брянский принял иночество с именем Леонтий и подвязался в монастыре, выстроенном на свои средства.
Дорожка 10
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский родился в благочестивой семье, с детства у него проявился талант к обучению. Принял постриг, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Получил послушание составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. В его трудах и проповедях многие поколения получают духовные силы для укрепления в духовной жизни и молитвы.
Дорожка 11
В этой проповеди всех нас призывают оказывать посильную помощь всем нуждающимся - питать голодных, заботиться о страждущих, утешать посильно их горькую участь. Своим состраданием мы показываем, что не напрасно называемся христианами, что мы помним и готовы исполнять святые заповеди Господа нашего Иисуса Христа.
Дорожка 12
Святой апостол Кондрат проповедовал Слово Божие в Афинах и в Магнезии. За свою проповедь был брошен разъяренными язычниками в темницу, где и умер.
Дорожка 13
В этой проповеди обсуждается вопрос почему грешники иногда благоденствуют, а праведники страдают. Надо помнить, что время воздаяния еще не пришло. Но когда придет это время, и всякий получит по своим делам.
Дорожка 14
В миру Илларион, Преподобный Иосиф Заоникиевский страдал болезнью глаз и усердно молил о помощи Господа, Божию Матерь и все святых. По указанию святого Космы, нашел в лесу, в болотистом месте, икону Божией Матери, от которой получил исцеление. В благодарность он выстроил здесь часовню, а сам поселился рядом, приняв постриг. Со временем на этом месте появилась обитель.
Дорожка 15
Преподобный Даниил родился в Московской земле в 16-ом веке. Принял постриг в Комельском монастыре. Подвязался в лесистой местности Белозерского края.
Дорожка 16
Пророк Иона был приемником пророка Елисея, жил в 8-ом веке до Рождества Христова. Его книги входят в состав Библии и содержат пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира.
Дорожка 17
В этой проповеди говорится о том, почему грешный мир до сих пор не разрушен Богом. Проповедник Дьяченко Григорий Михайлович отвечает нам, что происходит это по нескольким причинам. Во первых, праведники, находящееся среди грешников. Во вторых, сами грешники, но кающиеся в своих согрешениях и умоляющие благость Божию о помиловании. Господь дает время, чтобы праведные более преуспели в благочестии и правде, а грешные более закосневали в своей нераскаянности, чтобы на страшном суде предстали пред Ним безответными.
Дорожка 18
Преподобный жил в Палестине, у него была жена и два сына. Сыновья прославились как доблестные исповедники за православную веру во время разгара иконоборчества. Братьев называли начертанными, т.к. им на лицах раскаленными иглами начертали позорящие слова. Овдовев, преподобный принял постриг, где приняли монашество два его сына.
Дорожка 19
Преподобный Иона был родом из селения Шокши. Много потрудился над Язшерской обителью. Своими руками выкопал он канаву из Яшезера в соседнее озеро Сенное для большего удобства рыбной ловли. Слава святости жизни преподобного привлекла знатных покровителей и вкладчиков. Кончина Святого приходится по разной информации на конец 16-го или начало 17-го веков.
Дорожка 20
Священномученик Фока был сначала корабельщиком, а затем епископом Синопа. Принял мученическую смерть веру Христову. В этой проповеди говорится о том, что несмотря на изобилие изобретений и технологического прогресса, много людей живет в несчастии и неверии в Бога. Мы можем наблюдать чрезмерное обогащение одних и вопиющая нужда, скорбь и отчаяние других. Ослабела в современном человеке вера в Господа Бога, а у иных совсем иссякла. Из-за этого нет настоящей христианской любви между людьми, которая по словам апостола: «долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, николиже отпадает» (1 Кор. 13, 4-7). А где нет этой любви, там в сердце человека поселяется жестокое самолюбие, попирающее все доброе и святое. Безумны те люди, которые отвергают существование Бога, ведь все мироздание говорит о Нём. Неверующие, хоть и имеют какое-то веселье в жизни, радуются, когда оно есть, но если постигают их беды и скорби, нередко становятся сломленными и не знают, где получить поддержку, так как в Бога они не верят и за помощью к Нему не идут. Главная задача человека состоит в уподоблении его Первообразу, - приобретается оно не одним разумом, а соблюдением Заповедей Божиих.
Дорожка 21
Праведный Петр сначала был человеком богатым, однако немилостивым. Однажды, тяжко разболевшись, ему было видение, на котором его грехи были перевешаны одной случайной милостынею сделанной им нищему. С тех пор, Петр стал много жертвовать своего имущества малоимущим. Свою жизнь он окончил в рабском уничижении и трудах. Побуждением к милосердию служит следующее. Во первых, благотворя бедным, подающий милостыню благотворит собственно Самому Иисусу Христу. Во вторых, высота самой добродетели - кроме помилования на страшном суде, и здесь на земле милостынодавцы получают часто великие милости от ближних.
Дорожка 22
Святые Захария и Елисавета были старческого возраста и не имели детей, что в то время считалось наказанием Божиим за грехи. Многие годы они усердно молились о даровании им потомства, и Господь услышал их молитву. О зачатии Иоанна Крестителя было возвещено архангелом Гавриилом святому Захарии, который был священником Иерусалимского храма.
Дорожка 23
У каждого истинного христианина три дня рождения. Первый день рождения есть тот, в который мы родились на этот свет. Второй день рождения нашего есть тот, когда мы чрез св. таинство Крещения родились в жизнь духовную. Но из всех этих дней рождения самый важный третий день рождения – день смерти, потому что только день смерти решает, какова должна быть и будет наша участь в вечности. Будем жить так, чтобы нам во всю вечность праздновать день нашей смерти, как день нашего рождения для блаженства.
Дорожка 24
Иоанн Креститель вел строгую подвижническую жизнь. В этой проповеди нам объясняется как и нам следует подражать его жизни. Иоанн удалился в пустыню, а мы будем отдаляться от общества развратных людей, молиться в уединении и не удаляться от Богослужений. Иоанн питался только акридами и диким медом, а мы будем хранить твердо хотя бы только те посты, которые налагает на нас Церковь. Иоанн без всякой боязни обличал порок и заблуждение. Нам же нужно наших ближних или знакомых, кто уклонился от истинного пути, убедить покориться святой православной Церкве.
Дорожка 25
Будущий Святитель родился в семье пономаря в 1797 году. Окончил семинарию, рукоположен в священника. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии и Хабаровского края. В 1840 году принял постриг, а спустя некоторое время стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов.
Дорожка 26
Святая Фекла родилась у богатых родителей. Услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, твердо решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь Богу. Не смотря на уговоры и угрозы матери, Фекла отказалась от замужества. Её мать в гневе потребовала у судьи приговорить дочь к смертной казни. Много раз Феклу пытались подвергнуть мученической смерти, однако Господь хранил Святую и даже Сам приходил укрепить её. По благословению апостола Павла, Святая Фекла поселилась в пустынном месте, где проповедовала Евангелие и исцеляла болящих. Многих язычников святая Фекла обратила ко Христу. Святая обладала красотой, не раз враг рода человеческого пытался погубить святую Феклу через ослепленных грехом людей, но сила Божия всегда хранила верную рабу Христову.
Дорожка 27
В этой проповеди говорится о том, что закон Божий решительно предписывает нам обязанность хранить непорочность души и тела. Целомудрие очень ценится в духовном мире и хранящие его со смирением в этой земной жизни особенно хранимы Богом.
Дорожка 28
Преподобный с детства хотел стать пустынником. Ещё юношей, сумел убедить мать раздать имение и удалиться в монастырь. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. С помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей. Святой во время поста посещал монастырь для исповеди и причастия Святых Христовых Таин. Он до конца своей жизни оставался пустынником и по промыслу Божьему предвидел свою смерть.
Дорожка 29
Галактион родился в Москве, происходил из княжеского рода. Скрывал свое происхождение, овдовев тайно принял постриг. По совету одного подвижника, наложил на себя затворничество в оковах железных вериг, поста и молитвы. Ещё при жизни считался Святым, предсказал нашествие Польско-Литовских захватчиков.
Дорожка 30
В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия от этой иконы, как повествует древнее сказание, "таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня". Икону торжественно перенесли тогда в Троицкий собор и перед ней совершались молебны и Богослужения, люди прикладывались к иконе и получали исцеление и укрепление.
Дорожка 31
Преподобный родился вблизи Ростова, со временем вместе с родителями переселился в Радонеж. После смерти родителей, удалился вместе со своим братом в пустынное место, где они вместе подвизались. Спустя некоторое время вокруг преподобного собралось несколько братий, с которыми по благословению святого митрополита Феогноста он построил деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы. Слава об обители распространилась по всей России, а затем и за границами. Преподобный Сергий много трудов положил на основание многих монастырей, благословил Дмитрия Донского на брань против мамая, помогая князю усердными молитвами. За высокую святую жизнь сподобился посещению Божьей Матери с апостолами Петром и Иоанном Богословом в своей келлии во время молитвы.
Дорожка 32
Ни богатство, ни слава не были дороги благочестивой душе преподобного Сергия. Он видел, что все земное временно и препятствует полному служению Господу. Святой угодник Божий почти всю жизнь свою проводил в уединении и молитве, а мы не можем и одного дня посвятить Богу. Преподобный был великим подвижником и учителем воздержания. Святой Иоанн Златоуст учил, что пост и воздержание отгораживает от нас полчища злых духов.
Дорожка 33
Плохо делают те люди, которые ищут украшения в одеждах и делают одежду не ради прикрытия наготы и согревания тела, а ради украшения. Украшение в одежде является следствием нерадения о душе. Как правило, эти наряды не обходятся без обиды ближнему, а потому и без оскорбления Самого Бога. Еще хуже делают женщины, натирающие свои лица белилами. Намного хуже и на погибель себе делают те, которые в таком вид в самые храмы Божии, где святые и страшные тайны совершаются, где таинственно присутствует Сам Бог. Чтобы легче было оставить пристрастие к нарядам, нужно помнить, что всякое излишество прихоть без оскорбления Богу не бывает и все добро, какое есть у нас, – принадлежит Богу, а не нам.
Дорожка 34
В этой проповеди говорится, что быть святыми есть обязанность не одних только великих подвижников, но и всех христиан. Дело это непростое, но для этого имеем Божию благодать предваряющую, просвещающую, укрепляющую, содействующую, охраняющую: никто не должен терять надежду достигнуть этого.
Дорожка 35
Преподобная Евфросиния родилась в начале V века в городе Александрии в семье знатных родителей. После смерти её матери, её отец хотел выдать замуж, однако Ефросинья тайно ушла и приняла постриг. Опасаясь, что её отец может найти в женском монастыре, она под видом инока пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом. Незадолго до своей смерти она раскрыла свою тайну отцу, попросив только его совершить подготовку к погребению. После смерти дочери, отец раздал все свое имение нищим и стал монахом.
Дорожка 36
В этой проповеди говорится о причинах неповиновения детей родителям. Первая причина заключается в чрезмерной строгости, но также следует не давать слишком большого послабления. Главное же начало, на котором основывается покорность детей родителям – это страх Божий. К сожалению, в наше время во многих семьях на религиозное воспитание детей не обращается родителями достаточного внимания.
Дорожка 37
Иоанн Богослов со своим братом был призван Господом на апостольское служение. За свою жертвенную любовь и девственное целомудрие был особо возлюблен Спасителем. Он сопровождал Господа нашего Иисуса Христа даже в особых моментах Его земной жизни. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин. 19, 26, 27). С тех пор до Её успения он заботился о Богородице. Во время проповеди Евангелия в Ефесе, апостол многих привел к вере Христовой, по его молитвам совершилось множество чудес и изгнано злых духов. Большое количество языческих колдунов пыталось причинить зло святому, но Благодать Божия сохранила апостола. Через Иоанна Богослова Дух Божий возвестил тайны судеб Церкви и конца мира. Когда пришло время отшествия апостола Иоанна к Богу, он собрал своих учеников и лег в крестообразно выкопанную могилу. Когда остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Дорожка 38
Иоанн Богослов был ревнив к делу спасения ближних. Один юноша пал и стал во главе шайки разбойников. Узнав об этом, Иоанн Богослов пошел за ним в пустыню, нашел его, слезами и увещаниями обратил его к раскаянию и опять направил на путь добродетели. Он был возлюбленный ученик Иисуса Христа. За что возлюблен был? За то, что сам Иоанн крепко возлюбил Господа. Иоанн Богослов был девственник и за соблюдение девства Господь Свою Матерь Приснодеву, вручает на попечение ему. Святой Иоанн был один из самых ревностных проповедников Евангелия. Он всю жизнь посвятил на это дело, всюду возвещал о Христе. Наконец, святой Иоанн Богослов был великим учителем любви к ближним.
Дорожка 39
В этой проповеди говорится, что если кто из наших ближних пал, ему нужно сострадать и не осуждать, ведь мы не знаем, что его к этому привело. Открыть наше сердце павшему – значит много, но однако это недостаточно, нужно постараться обратить его.
Дорожка 40
Преподобный Ефрем жил в 15-ом веке. Покинул родительский дом и принял монашеский постриг. Спустя некоторое время получил сан пресвитера. Для более удобной доставки воды прокапал проток из реки в озеро Ильмень отчего монастырь получил название Перекопский, в других источниках Перекомский.
Дорожка 41
После принятия подвига, преподобный Савватий Соловецкий, узнав о необитаемом Соловецком острове, решил там подвязаться. На этот подвиг также решился преподобный Герман. Савватий был укрепляем посещением Ангелов, упражнялся в непрестанном богомыслии. Почувстовав приближение своей кончины, он прибыл на Карельский берег Белого моря для причастия Святых Христовых Таин, тогда в это же время туда прибыл один богатый купец, который предложил часть богатств Преподобному, но тот отказался. Спустя год после кончины Саватия, продолжить его подвиги решил преподобный Зосима вместе с преподобным Германом. Этими двумя подвижниками был основан Соловецкий монастырь, получивший впоследствии широкую известность. К молитвенной помощи Зосимы, Савватия и Германа прибегают во всяких недугах, заботах и нуждах, и особенно в морских плаваниях.
Дорожка 42
Из жизни преподобного Савватия мы можем заметить, как Святые дорожили Таинством Причастия Плоти и Крови Христовой, особенно перед наступлением смерти. К сожалению, многие христиане поступают наоборот и относятся с некоей прохладностью к этому Таинству Церкви.
Дорожка 43
У Святого Каллистрата был дед Неокор, который был на службе у Понтийского Пилата и был свидетелем страдания и смерти Спасителя. Видев чудеса, которые совершались Господом, он уверовал сам и всю свою семью научил вере Христовой. Каллистрат принял также веру своего деда и распространял её посреди своих сослуживцев, так как сам тоже был воином. У Каллистрата был также обычай ночью предаваться молитве. Узнав об благочестивой жизни и вере этого воина, его предали мученической смерти. В этой проповеди мы можем извлечь два урока. Первое это очень важно хотя бы несколько минут ночью посвящать молитве и второе мы должны по примеру мученика любить Господа до готовности положить жизнь свою за Него.